Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Качественные изменения в процессе развития ребенка

Качественные изменения в процессе развития ребенка

В развитии ребенка следует выделить три главные стороны:

  • уровень умственного развития;
  • сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы;
  • овладение им разнообразными практическими и умственными действиями.

По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка.

Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды более быстрого накопления знаний, слов, навыков, за которыми обычно следуют период каких-то качественных изменений.

Так, например, развитие речи есть прежде всего накопление ребенком словаря (пассивного и активного), но при достижении известного объема совершается «скачок» в новое качество. Накопив 60 слов, ребенок примерно в возрасте от года до полутора лет начинает составлять простые предложения.

Освоив многообразные движения и достигнув быстроты их выполнения, он становится умелым, подвижным, ловким. Увеличение объема знаний ведет к иному пониманию ребенком окружающего, у него появляются новые интересы и потребности познавать мир.

Такие качественные изменения в процессе развития ребенка могут совершаться чаще или реже, протекать более резко или иметь «сглаженный» характер, однако, повторяем, развитие любой стороны личности никогда не идет гладко, равномерно и спокойно. Оно имеет свои «взрывы» и периоды более плавного течения.

Развитие ребенка, формирование его интересов, положительных или дурных качеств, привычек, способностей подчинено действию определенных причин, законов. Родителям необходимо знать их, чтобы управлять сложным процессом становления личности ребенка.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…


Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…