Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Качественные изменения в процессе развития ребенка

Качественные изменения в процессе развития ребенка

В развитии ребенка следует выделить три главные стороны:

  • уровень умственного развития;
  • сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы;
  • овладение им разнообразными практическими и умственными действиями.

По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка.

Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды более быстрого накопления знаний, слов, навыков, за которыми обычно следуют период каких-то качественных изменений.

Так, например, развитие речи есть прежде всего накопление ребенком словаря (пассивного и активного), но при достижении известного объема совершается «скачок» в новое качество. Накопив 60 слов, ребенок примерно в возрасте от года до полутора лет начинает составлять простые предложения.

Освоив многообразные движения и достигнув быстроты их выполнения, он становится умелым, подвижным, ловким. Увеличение объема знаний ведет к иному пониманию ребенком окружающего, у него появляются новые интересы и потребности познавать мир.

Такие качественные изменения в процессе развития ребенка могут совершаться чаще или реже, протекать более резко или иметь «сглаженный» характер, однако, повторяем, развитие любой стороны личности никогда не идет гладко, равномерно и спокойно. Оно имеет свои «взрывы» и периоды более плавного течения.

Развитие ребенка, формирование его интересов, положительных или дурных качеств, привычек, способностей подчинено действию определенных причин, законов. Родителям необходимо знать их, чтобы управлять сложным процессом становления личности ребенка.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…


Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…