Факторы развития

На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности.

Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и многие другие) отстаивали решающее значение социального фактора.

Ребенок, утверждали они, не рождается хорошим или дурным, но становится таковым под влиянием жизни и воспитания. Борьба вокруг вопроса о том, чем определяется развитие человека, ведется и в настоящее время. В буржуазной науке и сегодня противопоставляются среда и наследственность, воспитание и созревание, биологический и социальный факторы развития.

Защищая решающую роль биологического фактора, ученые капиталистического мира утверждают, что умственное и нравственное развитие ребенка подчинено законам созревания, т. е. что его способности и черты характера созревают сами собой, в силу определенных биологических законов.

Подобно тому, как в определенное время у детей появляются зубы, у девочек растут молочные железы, а у мальчиков ломается голос, в определенном возрасте, по мнению этих ученых, у ребенка «вызревает» умение осмысленно запоминать материал, сама по себе возникает способность логически мыслить, осваивать некоторые отвлеченные понятия.

При этом решающим фактором развития признается наследственность, которая определяет, якобы, как темп, так и предел, «потолок» развития каждого ребенка, его способностей и свойств, независимо от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

Порочная теория наследования хорошей или слабой памяти, ума, таланта, порока настойчиво поддерживается рядом современных буржуазных ученых. Опираясь на нее, они защищают, как уже отмечалось, идею вечного, будто бы самой природой человека предопределенного деления людей на два разных класса — элиту и чернь, умных и глупцов.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…