Факторы развития

На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности.

Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и многие другие) отстаивали решающее значение социального фактора.

Ребенок, утверждали они, не рождается хорошим или дурным, но становится таковым под влиянием жизни и воспитания. Борьба вокруг вопроса о том, чем определяется развитие человека, ведется и в настоящее время. В буржуазной науке и сегодня противопоставляются среда и наследственность, воспитание и созревание, биологический и социальный факторы развития.

Защищая решающую роль биологического фактора, ученые капиталистического мира утверждают, что умственное и нравственное развитие ребенка подчинено законам созревания, т. е. что его способности и черты характера созревают сами собой, в силу определенных биологических законов.

Подобно тому, как в определенное время у детей появляются зубы, у девочек растут молочные железы, а у мальчиков ломается голос, в определенном возрасте, по мнению этих ученых, у ребенка «вызревает» умение осмысленно запоминать материал, сама по себе возникает способность логически мыслить, осваивать некоторые отвлеченные понятия.

При этом решающим фактором развития признается наследственность, которая определяет, якобы, как темп, так и предел, «потолок» развития каждого ребенка, его способностей и свойств, независимо от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

Порочная теория наследования хорошей или слабой памяти, ума, таланта, порока настойчиво поддерживается рядом современных буржуазных ученых. Опираясь на нее, они защищают, как уже отмечалось, идею вечного, будто бы самой природой человека предопределенного деления людей на два разных класса — элиту и чернь, умных и глупцов.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости. Существенные открытия в этом направлении были сделаны…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…