Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Роль наследственности

Роль наследственности

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости.

Существенные открытия в этом направлении были сделаны советскими биологами Н. И. Вавиловым, И. В. Мичуриным. Их работы показали, что по наследству передаются лишь те свойства родительских организмов, которые закреплены длительным существованием данного вида растительных и животных организмов в одних и тех же условиях.

Тип обмена веществ между организмом и окружающей его средой, закрепленный многими поколениями, закодирован в специальных белковых соединениях, находящихся в зародышевой клетке (дезоксирибонуклеиновых кислотах — ДНК).

Именно на этом принципе строят вслед за И. В. Мичуриным современные селекционеры работу по выведению новых сортов растений и животных, закрепляя в каждом последующем поколении наметившиеся полезные свойства: высокую молочность коров, сочность груш или морозоустойчивость яблонь, полноту колоса у пшеницы и т. д.

Можно утверждать, что ребенок наследует от своих близких и очень далеких предков прежде всего строение человеческого тела: замечательное орудие труда и познания — руки, орган речи — гортань, органы чувств, движений, наконец, такой удивительный аппарат, каким является мозг человека.

Поэтому родившееся от людей дитя имеет возможность стать Человеком (но только возможность!), так как Человеком его делает окружающая среда, опыт социального бытия, условия развития и воспитания.

Дети получают также по наследству от своих близких предков и более частные признаки: особенности строения лица, цвет глаз, форму носа, а также некоторые задатки (опять только возможность!) стать музыкантом, математиком, актером и др.

Что же касается интересов, склонностей, высоты и темпа умственного и нравственного развития, то эти качества личности по наследству не передаются, как не передает дрессированная собака своей выучки щенкам. Врожденные особенности ребенка обусловлены биологическим фактором. Ведь жизнь ребенка начинается за 9 мес до его появления на свет.

Состояние матери во время беременности, ее самочувствие, образ жизни, питание, о чем подробно говорилось в предыдущих разделах, создают ту «среду», продуктом которой является зародыш, т. е. еще не родившийся человек.

Индивидуальные особенности ребенка выступают порой с удивительной яркостью. Физиолог Н. И. Касаткин утверждал, что за 25 лет работы по изучению нервной деятельности младенцев (от 0 до 1 мес) он не нашел двух малюток с одинаковой нервной .системой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…