Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Роль наследственности

Роль наследственности

Наиболее остро обсуждается в науке роль наследственности, составляющей стержневое понятие биологического фактора развития. Очень важно правильно представлять себе значение этого условия. Родоначальник учения о наследственности Мендель, а также другие ученые XIX века — Ламарк и Дарвин вскрыли важнейшее положение о том, что наследственность нельзя рассматривать обособленно от изменчивости.

Существенные открытия в этом направлении были сделаны советскими биологами Н. И. Вавиловым, И. В. Мичуриным. Их работы показали, что по наследству передаются лишь те свойства родительских организмов, которые закреплены длительным существованием данного вида растительных и животных организмов в одних и тех же условиях.

Тип обмена веществ между организмом и окружающей его средой, закрепленный многими поколениями, закодирован в специальных белковых соединениях, находящихся в зародышевой клетке (дезоксирибонуклеиновых кислотах — ДНК).

Именно на этом принципе строят вслед за И. В. Мичуриным современные селекционеры работу по выведению новых сортов растений и животных, закрепляя в каждом последующем поколении наметившиеся полезные свойства: высокую молочность коров, сочность груш или морозоустойчивость яблонь, полноту колоса у пшеницы и т. д.

Можно утверждать, что ребенок наследует от своих близких и очень далеких предков прежде всего строение человеческого тела: замечательное орудие труда и познания — руки, орган речи — гортань, органы чувств, движений, наконец, такой удивительный аппарат, каким является мозг человека.

Поэтому родившееся от людей дитя имеет возможность стать Человеком (но только возможность!), так как Человеком его делает окружающая среда, опыт социального бытия, условия развития и воспитания.

Дети получают также по наследству от своих близких предков и более частные признаки: особенности строения лица, цвет глаз, форму носа, а также некоторые задатки (опять только возможность!) стать музыкантом, математиком, актером и др.

Что же касается интересов, склонностей, высоты и темпа умственного и нравственного развития, то эти качества личности по наследству не передаются, как не передает дрессированная собака своей выучки щенкам. Врожденные особенности ребенка обусловлены биологическим фактором. Ведь жизнь ребенка начинается за 9 мес до его появления на свет.

Состояние матери во время беременности, ее самочувствие, образ жизни, питание, о чем подробно говорилось в предыдущих разделах, создают ту «среду», продуктом которой является зародыш, т. е. еще не родившийся человек.

Индивидуальные особенности ребенка выступают порой с удивительной яркостью. Физиолог Н. И. Касаткин утверждал, что за 25 лет работы по изучению нервной деятельности младенцев (от 0 до 1 мес) он не нашел двух малюток с одинаковой нервной .системой.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…


Нетрудно понять, что подход к развитию ребенка только лишь как к его созреванию на основе раз навсегда унаследованных свойств и качеств совершенно исключает роль обучения и воспитания, ибо начисто сбрасывает со счетов роль окружающей среды. В самом деле, раз все идет своим навечно установленным порядком и ребенок в каждом возрасте достигает определенного, одинакового для всех…


Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков. Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его…


Воспитание самостоятельности

В общении ребенок овладевает речью, способностью наблюдать и мыслить, спрашивать и рассуждать. В общении он узнает, что хорошо и что плохо, что можно делать и чего делать нельзя, он учится действовать разумно и целенаправленно, критически оценивать поступки реальных людей и литературных героев. В процессе общения ребенок начинает выделять себя, применять к другим и к самому…


Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…