Среда

Многие ученые пытались раскрыть роль внешней среды в развитии ребенка, но значение этого фактора ограничивалось признанием его убыстряющего или замедляющего влияния на темп «природного» созревания унаследованных ребенком задатков.

Однако нельзя дать научное обоснование роли социального фактора, если неправильно, антиисторически подходить к его природе. Ребенок как организм нуждается во всех компонентах природной среды, необходимых для его жизни — свете, тепле, пище, воздухе и пр. В то же время для развития ребенка как личности этих условий явно недостаточно.

Решающую роль в среде, окружающей подрастающего человека, играют люди, при этом не только близкие, составляющие наиболее узкую среду — семью, но и более далекие — соседи, товарищи по детскому саду, затем по школе, т. е. те, с которыми ребенок учится, играет, занимается в студиях и кружках.

Человеческая среда включает даже лиц давно умерших или тех, с которыми ребенок не вступает в непосредственный контакт, но о делах, образе мыслей, нравственном облике, борьбе и творчестве которых он узнает из книг или рассказов старших.

Книги, радио, газеты, телевидение доносят до современного ребенка живые образы незнакомых ему предков, которые оказывают влияние на мысли и чувства, на оценку и стремления подрастающего человека.

Однако отец или мать, герой-дедушка или знаменитый старший брат не оказывают влияния на формирующийся нравственный облик ребенка одним лишь своим «присутствием» в сфере его жизни. Единственным каналом, по которому осуществляется такое влияние (положительное или отрицательное), является общение ребенка с людьми, составляющими его среду.

Только общение, будучи своеобразным «обменом веществ» между личностью и обществом, обеспечивает возможность усвоения ребенком бесценного опыта предков, возможность подражания выбранному взрослому как образцу.

В общении совершается и развитие самого ребенка, только в нем он приобретает многообразные знания о предметах, их свойствах и особенностях, овладевает многочисленными навыками и умениями, учится понимать то, что воспринимают его глаз и рука, переживает чувства радости и огорчения, сталкивается с новыми явлениями природы и жизни людей, отзывается на них чувством удивления, задумывается над ними.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…


Уважительное отношение к детям, даже самым маленьким, создает в семье такую атмосферу, которая рождает доверие друг к другу, радость общения и желание ребенка участвовать в жизни семьи всеми своими силами. Выше отмечалось, что с развитием детей изменяется содержание их активности. По мере их роста ее направляют другие интересы, она проявляется в новых формах. Игры и…


Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…