Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Ребенок вступает в общение с окружающими

Ребенок вступает в общение с окружающими

С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца).

Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей.

Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом, в фактор развития только при ее воздействии на подрастающего человека.

Но ребенок — не простой реактивный аппарат. Каждое внешнее воздействие преломляется через опыт, знания, переживания, интересы, которые он накопил за свою короткую жизнь.

Поэтому не удивительно, что одни и те же воздействия, идущие от разных взрослых — приказ, упрек, похвала — вызывают неодинаковый эффект. Кроме того, ребенок сам активно вступает в общение с окружающими его разными людьми.

Характер этого взаимодействия определяется многими условиями:
не только влиянием взрослого на ребенка, но и готовностью, желаниями последнего, его возрастными, половыми и индивидуальными особенностями, типом нервной системы, состоянием его в данный момент.

Таким образом, выделяя общение как основную причину развития, следует учитывать, что оно
— процесс двусторонний. В нем активен не только взрослый, но и ребенок. При этом роль его собственной активности, инициативы, самостоятельности в общении быстро возрастает. Именно поэтому активность самого воспитуемого становится важнейшим фактором его развития.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности. Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…