Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стремлении к самостоятельности

Стремлении к самостоятельности

Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности.

Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать свою энергию.

Если же взрослый направляет энергию ребенка на серьезное, посильное для него дело (уход за цветами, подготовка к празднику, уборка и сервировка стола и многое другое) и свои требования ориентирует на то, что тот уже может сделать, приложив некоторые усилия к выполнению заданного, развиваются полезные черты характера ребенка.

Конечно, слабые и неуверенные в себе, легко ранимые и стеснительные дети не сразу способны на усилие, например на самостоятельное выступление перед публикой с чтением стихов или выполнение трудного рисунка. В том и состоит педагогический такт воспитателя, чтобы соизмерять физические и нравственные силы и возможности ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляются.

Активность ребенка очень рано начинает проявляться в его стремлении к самостоятельности. Чем старше он становится, тем меньше хочет подчиняться требованиям и указаниям взрослых. Он уже в три года чувствует себя большим и упрямится из одного только желания сделать не так, как того требуют родители, а так, как хочется ему лично.

Взрослые обязаны добиваться от ребенка выполнения тех требований, которые являются обязательными для всех членов семьи:
вежливо разговаривать друг с другом, благодарить за оказанную помощь.

убирать свои вещи на место, вовремя садиться за стол и т. п. Но во многом другом надо предоставлять детям возможную свободу, например в выборе занятий во время досуга, в решении вопроса, с кем им дружить в детском саду или в классе, кого пригласить на день рождения и т. п. С возрастом мера этой самостоятельности неизменно возрастает.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Великолепным подтверждением решающей роли для развития ребенка содержательного, четко продуманного взрослыми и систематически осуществляемого общения служит многолетняя деятельность проф. И. А. Соколянского. Имея дело с детьми, потерявшими в раннем возрасте зрение, слух и не владеющими речью, мастер-педагог использовал сохранившиеся бедные возможности (в первую очередь — осязание) и, построив все общение с такими детьми на очень…


С возрастом усиливается идейная обоснованность суждений, возникающих на основе расширения круга лиц, с которыми ребенок вступает в общение, и новых видов его деятельности как общественника (октябренка, пионера, комсомольца). Все большую роль начинают играть книги, занятия искусством, наукой, разнообразные виды общественно-трудовой деятельности окружающих подростка людей. Среда — предметная, природная и главное социальная — превращается, таким образом,…


Роль активности в развитии ребенка

Детскую активность наблюдает каждая мать. Если младенец здоров, сыт, хорошо выспался, если в комнате тепло, то он никогда не лежит спокойно: он делает множество беспорядочных движений ручками и ножками, морщит лоб. Утомившись от такой «работы», малыш крепко засыпает. По своей природе активность имеет биологическое происхождение. Она возникает у ребенка, когда он получает от внешней среды…


С развитием ребенка его активность изменяется как по содержанию, так и по форме. Дошкольник не просто активен в своих действиях. Он задает множество вопросов, рассуждает, учится рисовать и рассказывать по картинке, ухаживать за животными и читать стихи. Искусство воспитания заключается в том, чтобы направить его активность на усвоение правил вежливого обращения с другими, аккуратного и…


Особенно важна реакция родителей на то, что сделал ребенок. Взрослые почему-то чаще всего прибегают к отрицательным воздействиям на детей: бранят их даже за мелкие провинности, наказывают, говорят обидные слова. Но жизнь убеждает в том, что чем больше и чаще наказывают детей, тем меньше эти наказания на них действуют. Ребенок привыкает к ним, ему становится скучно,…