Главная / Родителям о детях / Мать и дитя / Стремлении к самостоятельности

Стремлении к самостоятельности

Конечно, активность детей порой нарушает порядок, установленный взрослыми, мешает им, однако ее нельзя подавлять. Надо находить такие дела, которые потребуют содержательной активности ребенка и послужат упражнением для развития ценных черт его личности.

Дети, предоставленные самим себе, да еще очень активные, часто подражают скверным образцам, проявляют озорство, доходят до грубых поступков, так как им некуда девать свою энергию.

Если же взрослый направляет энергию ребенка на серьезное, посильное для него дело (уход за цветами, подготовка к празднику, уборка и сервировка стола и многое другое) и свои требования ориентирует на то, что тот уже может сделать, приложив некоторые усилия к выполнению заданного, развиваются полезные черты характера ребенка.

Конечно, слабые и неуверенные в себе, легко ранимые и стеснительные дети не сразу способны на усилие, например на самостоятельное выступление перед публикой с чтением стихов или выполнение трудного рисунка. В том и состоит педагогический такт воспитателя, чтобы соизмерять физические и нравственные силы и возможности ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляются.

Активность ребенка очень рано начинает проявляться в его стремлении к самостоятельности. Чем старше он становится, тем меньше хочет подчиняться требованиям и указаниям взрослых. Он уже в три года чувствует себя большим и упрямится из одного только желания сделать не так, как того требуют родители, а так, как хочется ему лично.

Взрослые обязаны добиваться от ребенка выполнения тех требований, которые являются обязательными для всех членов семьи:
вежливо разговаривать друг с другом, благодарить за оказанную помощь.

убирать свои вещи на место, вовремя садиться за стол и т. п. Но во многом другом надо предоставлять детям возможную свободу, например в выборе занятий во время досуга, в решении вопроса, с кем им дружить в детском саду или в классе, кого пригласить на день рождения и т. п. С возрастом мера этой самостоятельности неизменно возрастает.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Развитие и воспитание

Основной задачей воспитания ребенка является создание таких условий жизни, которые обеспечили бы наилучшее развитие способностей, черт характера, необходимых молодому человеку, члену нового, социалистического общества. Как этого добиться? Какую роль в развитии детей играют обучение и воспитание, здоровье, окружающая среда? Имеет ли значение наследственность? Обо всем этом необходимо знать родителям, чтобы правильно организовать жизнь ребенка в…


Весьма показательны для характеристики личности и те средства, которыми человек пользуется для достижения поставленной цели, иначе говоря — его возможности (богатство знаний, навыки, умения, которыми он обладает, способности, которые развились у него в прежние периоды его жизни). Показателями уровня воспитанности человека являются и те отношения, оценки, переживания, которыми человек реагирует на достижение поставленных целей или…


В определенном возрасте у малыша появляются молочные зубы, потом они выпадают и вырастают постоянные. В определенные возрастные периоды начинают работать железы внутренней секреции, происходит особенно быстрый рост костей, в другие периоды рост замедляется и идет усиленное увеличение массы. Эти изменения в детском организме сказываются на работоспособности, утомляемости, возбудимости. Правильно ухаживая за ребенком, оберегая и укрепляя…


В развитии ребенка следует выделить три главные стороны: уровень умственного развития; сформированность его отношений к окружающей действительности, т. е. его чувства, желания, интересы; овладение им разнообразными практическими и умственными действиями. По тому, насколько развита каждая из этих сторон, можно судить об общем развитии ребенка. Формирование любой способности, любой стороны личности не идет равномерно. Есть периоды…


На протяжении всей истории педагогической науки ученые противопоставляли в качестве главных биологический и социальный факторы, влияющие на развитие человека. Буржуазные психологи и педагоги решающую роль отводили наследственности. Прогрессивные деятели, в том числе представители передовой русской педагогической мысли (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский…