Сердечнососудистая система

Сердечнососудистая система ребенка отличается большой выносливостью. Она легко приспосабливается к постоянно меняющимся условиям работы и бурно растущему организму. С возрастом меняется форма сердца, его положение в грудной клетке.

Но уже к шести годам сердце ребенка по форме и положению почти не отличается от сердца взрослого. Увеличение массы сердца у детей дошкольного возраста происходит почти параллельно нарастанию массы их тела.

Масса сердца в 6 — 7 лет в 5 — 52 раз больше массы сердца новорожденного, однако еще не достигает массы сердца взрослого человека. В 6 лет происходит дифференциация мышечной ткани сердца на слои. К 7 — 8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего его деятельность. 

К 7 — 8 годам количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, по сравнению с новорожденным увеличивается в 9 — 10 раз.

Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. С возрастом она уменьшается. Так, у ребенка 3 лет частота пульса в среднем составляет 107 — 110 ударов, у детей 5 лет — 100, 7 лет — 92 удара в минуту.

У взрослого же частота пульса в среднем равна 65 — 75 ударам в минуту. У детей первых лет жизни пульс очень неустойчив, часто не ритмичен, что связано с незрелостью нервной системы и с особенностями нервно-мышечного аппарата. Более устойчивым пульс становится к 6 — 7 годам.

У детей так же, как и у взрослых, во время сна он замедляется, а при возбуждении учащается, при этом изменяется не только частота, но и сила сердечных сокращений, повышается артериальное давление.

Резервные возможности сердечнососудистой системы детей не безграничны, и физическая нагрузка, которая способствует тренировке сердечнососудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший…