Сердечнососудистая система

Сердечнососудистая система ребенка отличается большой выносливостью. Она легко приспосабливается к постоянно меняющимся условиям работы и бурно растущему организму. С возрастом меняется форма сердца, его положение в грудной клетке.

Но уже к шести годам сердце ребенка по форме и положению почти не отличается от сердца взрослого. Увеличение массы сердца у детей дошкольного возраста происходит почти параллельно нарастанию массы их тела.

Масса сердца в 6 — 7 лет в 5 — 52 раз больше массы сердца новорожденного, однако еще не достигает массы сердца взрослого человека. В 6 лет происходит дифференциация мышечной ткани сердца на слои. К 7 — 8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего его деятельность. 

К 7 — 8 годам количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, по сравнению с новорожденным увеличивается в 9 — 10 раз.

Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. С возрастом она уменьшается. Так, у ребенка 3 лет частота пульса в среднем составляет 107 — 110 ударов, у детей 5 лет — 100, 7 лет — 92 удара в минуту.

У взрослого же частота пульса в среднем равна 65 — 75 ударам в минуту. У детей первых лет жизни пульс очень неустойчив, часто не ритмичен, что связано с незрелостью нервной системы и с особенностями нервно-мышечного аппарата. Более устойчивым пульс становится к 6 — 7 годам.

У детей так же, как и у взрослых, во время сна он замедляется, а при возбуждении учащается, при этом изменяется не только частота, но и сила сердечных сокращений, повышается артериальное давление.

Резервные возможности сердечнососудистой системы детей не безграничны, и физическая нагрузка, которая способствует тренировке сердечнососудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Опорно-двигательный аппарат ребенка

Опорно-двигательный аппарат ребенка включает костный скелет, суставы, связки, мышцы. От правильного развития его зависят не только передвижение, познавание окружающего мира, способность к самообслуживанию, но и приобретение трудовых навыков, а также возможность широкого выбора профессии. Костный скелет, наряду с выполнением опорной функции, осуществляет и функцию защиты внутренних органов. Основой, или стержнем, его служит позвоночный столб. Окостенение…


Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия. Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом…


К началу дошкольного периода, т.е. к трем годам жизни, у ребенка имеются уже все двадцать молочных зубов. Смена их начинается с 57 лет и происходит почти в том же порядке, что и прорезывание на 1 — 2-м годах жизни. В 5 — 7 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы. Обучение детей правильному уходу за зубами…


Кожа у детей очень нежная и тонкая, она обильно снабжена кровеносными сосудами. Ее состояние, окраска, эластичность позволяют до некоторой степени судить о состоянии здоровья ребенка.  Функции кожи многогранны. Она является защитным покровом, регулирует отдачу тепла, активно участвует в газовом обмене. Через кожу, благодаря тому что у детей площадь кожного покрова, приходящаяся на один килограмм массы…


Органы дыхания

Особенности органов дыхания у детей первых трех лет жизни описаны в соответствующих разделах. В дошкольном возрасте, к 6 — 7 годам, заканчивается формирование структуры легочных долек, завершается их дифференцировка. Дыхание становится глубже и реже. Если у малыша 2 — 3 лет частота дыхания равна 28 — 31 в минуту, то в возрасте от 4 до…