Предупреждение детской нервности

«Нельзя!»С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов.

Этими процессами являются возбуждение и торможение.
Возбудительный и тормозной процессы постоянно сменяют друг друга, что обеспечивает возможность переключения, т. е. перехода от одного состояния к другому (например, работа, отдых дома, сон). Все эти состояния характеризуются различной степенью напряжения возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

При преобладании возбудительного процесса дети очень подвижны, веселы, жизнерадостны, общительны, любознательны (сангвиники). Увлеченные игрой или каким-либо делом, которое их интересует, они способны заниматься ими долго, но если занятие покажется им скучным, быстро отвлекаются. При преобладании тормозного процесса дети более медлительны, спокойны, трудолюбивы, настойчивы.

Они могут длительно заниматься одним делом, но не любят, когда их отвлекают, им трудно сразу переключиться на другое занятие (флегматики). Эти особенности возбудительного и тормозного процессов, подвижность их необходимо учитывать при воспитании ребенка. Очень важно учитывать и силу нервных процессов у ребенка, с которой связана способность клеток коры головного мозга давать правильный ответ на различные раздражения окружающей среды.

И флегматики, и сангвиники относятся к сильным типам, способным правильно реагировать даже на сильные раздражения. Эти дети реже дают срывы нервной деятельности, т. е. неврозы.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра. Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…