Главная / Родителям о детях / Особенности детского возраста / Дошкольный и школьные периоды / Какова физиологическая основа воспитания ребенка?

Какова физиологическая основа воспитания ребенка?

И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы.

Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга, которое передается по двигательному нерву к определенным мышцам и вызывает то или иное движение.

Ребенок рождается на свет с небольшим числом врожденных, или безусловных, рефлексов. Они являются постоянными и не зависят от окружающих условий (например, сосательный рефлекс).

Но при непрерывно изменяющейся внешней среде регулирование состояния организма системой безусловных рефлексов невозможно, и постепенно на их основе формируются условные рефлексы, которые меняются в зависимости от изменений окружающей обстановки.

Воспитание ребенка, привитие ему тех или иных навыков основывается на образовании у него нужных, полезных условных рефлексов, например обучение захватывать рукой предметы, приучение пользоваться горшком и т.д. Процесс воспитания и заключается в образовании тех рефлексов, которые нужны ребенку в жизни, и торможении ненужных, вредных навыков.

У большинства детей, родители которых обращаются к врачу с жалобами на их «нервность», выявляются те или иные дефекты воспитания.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Центральная нервная система

Центральная нервная система детей дошкольного возраста претерпевает особенно значительные изменения. К 7 годам по сравнению с периодом новорождённости масса мозга увеличивается почти в 3 раза. У детей 4 — 6 лет особенно сильно происходит развитие клеток коры головного мозга. В этом же возрасте быстро развивается речь. Правильное ношение ранца   Тяжелый портфель искривляет позвоночник. Интенсивное…


Выделительная функция организма осуществляется почками, кишечником, легкими и кожей. Почки обеспечивают постоянные состав крови и количество жидкости в организме путем выделения воды, продуктов обмена и токсических веществ (это и есть моча). Масса почек к пятнадцати годам увеличивается по отношению к их массе у новорожденных в десять раз. Функция почек у детей легко нарушается при различных…


Обмен веществ у детей имеет свои особенности Растущий и развивающийся организм требует непрерывного пополнения энергетических затрат и поступления пластических веществ, идущих на построение органов и тканей. Распределение энергии у ребенка отличается от взрослого тем, что значительная часть ее идет на рост и отложение питательных веществ, а меньшая расходуется на работу мышц! Основным обменом называется количество…


Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека. Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения,…


Значительная неравномерность роста отдельных органов вызывает временное нарушение координаций движений — неуклюжесть, неповоротливость, угловатость — столь характерные для подростков. После 15 лет эти явления постепенно проходят. В подростковом периоде увеличивается количество и усиливается деятельность сальных желез, особенно у мальчиков, что нередко ведет в конце этого периода к появлению юношеских угрей. Изменяется и функция потовых желез….