Главная / Родителям о детях / Особенности детского возраста / Дошкольный и школьные периоды / Какова физиологическая основа воспитания ребенка?

Какова физиологическая основа воспитания ребенка?

И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы.

Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга, которое передается по двигательному нерву к определенным мышцам и вызывает то или иное движение.

Ребенок рождается на свет с небольшим числом врожденных, или безусловных, рефлексов. Они являются постоянными и не зависят от окружающих условий (например, сосательный рефлекс).

Но при непрерывно изменяющейся внешней среде регулирование состояния организма системой безусловных рефлексов невозможно, и постепенно на их основе формируются условные рефлексы, которые меняются в зависимости от изменений окружающей обстановки.

Воспитание ребенка, привитие ему тех или иных навыков основывается на образовании у него нужных, полезных условных рефлексов, например обучение захватывать рукой предметы, приучение пользоваться горшком и т.д. Процесс воспитания и заключается в образовании тех рефлексов, которые нужны ребенку в жизни, и торможении ненужных, вредных навыков.

У большинства детей, родители которых обращаются к врачу с жалобами на их «нервность», выявляются те или иные дефекты воспитания.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…


Из Наташи С., очень способной и живой девочки, дома делали «чудо-ребенка». В детском саду она была любимицей воспитательницы, которая всячески выделяла Наташу из среды других детей. Девочка выступала на концертах, сама сочиняла стихи и рассказы. Кроме того, ее научили рисовать, лепить, часто вели с ней длинные беседы о литературе, о живописи и т. д. Наряду…


Опорно-двигательный аппарат ребенка

Опорно-двигательный аппарат ребенка включает костный скелет, суставы, связки, мышцы. От правильного развития его зависят не только передвижение, познавание окружающего мира, способность к самообслуживанию, но и приобретение трудовых навыков, а также возможность широкого выбора профессии. Костный скелет, наряду с выполнением опорной функции, осуществляет и функцию защиты внутренних органов. Основой, или стержнем, его служит позвоночный столб. Окостенение…


Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия. Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом…


К началу дошкольного периода, т.е. к трем годам жизни, у ребенка имеются уже все двадцать молочных зубов. Смена их начинается с 57 лет и происходит почти в том же порядке, что и прорезывание на 1 — 2-м годах жизни. В 5 — 7 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы. Обучение детей правильному уходу за зубами…