Нередко бывает так

До пяти или семи лет ребенок растет единственным в семье. Ему все разрешается, любое его желание немедленно удовлетворяется; он не имеет представления, что такое «нельзя». Но вот у него появляется брат или сестра.

Помимо того, что любовь родителей и близких, которая раньше принадлежала ему одному, теперь поделена между двумя детьми (что иногда переживается болезненно), старший ребенок вдруг становится «большим» и ему предъявляются требования, хотя и правильные, но непривычные, непосильные для него. Ранее единственный объект заботы и ухода, ребенок резко, психологически не подготовленный к этому, переходит в положение ухаживающего за младшим и выполняющего различные обязанности по дому.

Сочетание психологической травмы с физической перегрузкой, повторяем — при неправильном, нечутком отношении родителей (особенно при рождении нового ребенка от второго брака), нередко формирует «трудный» характер, а это и способствует развитию невроза.

Дети, которых оберегают от малейших трудностей, лишают самостоятельности, воспитывают в искусственных, оранжерейных условиях, растут неумелыми, неловкими, несмелыми, в школьном возрасте терпят неудачу за неудачей, нередко расплачиваясь за ошибки родителей нервными расстройствами.

Другой крайностью является чрезмерная перегрузка ребенка внешними раздражителями, обилием впечатлений. Так, непосильно для ребенка 3 — 5 лет заучивание длинных стихотворений, частое посещение кинотеатров, просмотр телевизионных передач, чтение книг, не соответствующих возрасту.

Все это может привести к развитию невроза. Внимание детей, которым не дают сосредоточиться на том, что доступно их возрасту, рассеивается, и в дальнейшем это может неблагоприятно отразиться на школьной успеваемости.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Обмен веществ у детей имеет свои особенности Растущий и развивающийся организм требует непрерывного пополнения энергетических затрат и поступления пластических веществ, идущих на построение органов и тканей. Распределение энергии у ребенка отличается от взрослого тем, что значительная часть ее идет на рост и отложение питательных веществ, а меньшая расходуется на работу мышц! Основным обменом называется количество…


Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека. Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения,…


Значительная неравномерность роста отдельных органов вызывает временное нарушение координаций движений — неуклюжесть, неповоротливость, угловатость — столь характерные для подростков. После 15 лет эти явления постепенно проходят. В подростковом периоде увеличивается количество и усиливается деятельность сальных желез, особенно у мальчиков, что нередко ведет в конце этого периода к появлению юношеских угрей. Изменяется и функция потовых желез….


Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…