Главная / Родителям о детях / Особенности детского возраста / Дошкольный и школьные периоды / Воспитание ребенка нельзя заменить «дрессировкой»

Воспитание ребенка нельзя заменить «дрессировкой»

Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия.

Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом возрастных особенностей ребенка, а также состояния его здоровья. После перенесенных заболеваний (грипп, воспаление легких, инфекционные болезни) отмечается временное ослабление нервной системы, что требует на определенное время более щадящего режима.

Исключительное значение для профилактики детской нервности имеют все виды закаливания организма, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, спорт, посильный физический труд.

Следует подчеркнуть, что у нервных родителей спокойные дети — исключение. Спокойная, дружная семья, наличие общих интересов у ее членов, уважение личности ребенка являются верным средством профилактики нервности у детей.

В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное, гармоничное окружение ребенка — лучшее средство для формирования твердого, целеустремленного характера, умеющего справиться с встретившимися жизненными трудностями. 

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Предупреждение детской нервности

С давних времен было замечено различие характеров и темпераментов людей. Великий врач древней Греции Гиппократ разделял людей по темпераменту на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов. Выдающийся русский ученый акад. И. П. Павлов доказал, что различия темпераментов, или типов высшей нервной деятельности, связаны с особенностями основных нервных процессов. Этими процессами являются возбуждение и торможение. Возбудительный и тормозной…


К сильному типу относятся и холерики. Но у этих детей при активном возбудительном процессе отмечается слабость процесса торможения. Это особенно подвижные, непоседливые дети, не способные заняться чем-нибудь даже сравнительно короткое время. Задание, связанное с длительным пребыванием в одном положении, может явиться для них «сверхсильным», т. е. вызвать перенапряжение и без того слабого тормозного процесса, привести…


И. П. Павлов и его ученики доказали, что основой воспитания ребенка является выработка у него определенной системы рефлексов. Под рефлексом понимается ответная деятельность организма на то или иное раздражение при участии нервной системы. Раздражения внешней среды воспринимаются нашими органами чувств (глаза, уши и т.п.), передаются в мозг и вызывают возбуждение группы клеток коры головного мозга,…


Воспитание надо начинать с самых первых месяцев жизни, так как именно в раннем возрасте у ребенка легко образуются стойкие и прочные условные рефлексы. Большое внимание необходимо уделить выработке пищевого рефлекса и правильной организации сна. С первых месяцев жизни следует кормить ребенка и укладывать его спать в определенные часы (о чем подробно говорилось в предыдущих разделах…


Рост Для определения роста, который должен иметь ребенок на том или ином году жизни, существует ориентировочный подсчет, который производится по формуле:  Н = 75 см + (5 см * Х), где: Н — рост обследуемого ребенка (в см); 75 см — средний рост малыша в возрасте одного года; 5 см — средняя годовая прибавка роста…