Гипотонические состояния

Гипотонические состояния — стойкое понижение артериального давления, возникающее у детей в результате нейроциркуляторных нарушений, реже — в результате недостаточной функции надпочечников, щитовидной железы, гипофиза. Гипотонические состояния могут появиться в результате длительного воздействия интоксикации, физических и эмоциональных перенапряжений, а также при некоторых заболеваниях.

Клиника проявляется жалобами на слабость, повышенную утомляемость, сонливость, иногда головную боль, раздражительность, боли в области сердца. Объективно определяются бледность кожных покровов, приглушенность тонов сердца, брадикардия, понижение артериального давления по сравнению с должными возрастными величинами.

Лечение заключается в нормализации двигательного и общего режима, полноценном питании, витаминизации, назначении средств тонизирующего действия (лимонник китайский, жень-шень, аралия и т. п.) и повышающих артериальное давление (кофеин, кордиамин). Важнейшую роль играет лечебная физкультура.

Лечебная физкультура

Клинико-физиологическим обоснованием для применения физических упражнений и других средств лечебной физкультуры в комплексной терапии гипотонических состояний служат доказанное в эксперименте и клинике нормализующее влияние мышечных сокращений на сосудистый тонус, перестройка нервной регуляции, в результате которой повышается возбудимость сосудисто-двигательного центра, восстанавливается нормальное течение моторно-сосудистых рефлексов.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Задачи лечебной физкультуры сводятся к нормализации сосудистого тонуса и других показателей сердечнососудистой системы, а также к устранению имеющихся нейроэндокринных сдвигов, восстановлению нервной регуляции. Вместе с частными задачами решаются и общие: восстановление свойственных возрасту двигательных навыков, повышение физической работоспособности и неспецифической сопротивляемости до уровня физиологической нормы. Перечисленные задачи решаются с помощью специальных и общих средств лечебной…


В неактивной фазе ревматизма дети состоят на диспансерном учете в кардиоревматологическом кабинете поликлиники, обеспечивающем последовательное восстановление здоровья ребенка и меры предупреждения повторных атак. В большинстве случаев дети после стационара направляются в местный кардиоревматологический санаторий. Задачи реабилитации и лечения в неактивной фазе: полная ликвидация активности ревматического процесса, нормализация функции сердечнососудистой системы, а при образовании порока —…


При переводе больного в период стихания обострения на полупостельный режим лечебная физкультура проводится или в палате, или в специально оборудованном кабинете в форме малогрупповых занятий, что позволяет использовать более обширный набор общеразвивающих упражнений из различных исходных положений, упражнения со снарядами и пособиями. Перед занятиями проводят массаж пораженных суставов, вначале поглаживание по ходу лимфотока, обходя область…


Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих…


Бронхоэктатическая болезнь — клинический вариант хронической пневмонии, характеризующийся развитием бронхоэктазии и накоплением в них гнойного содержимого. Бронхоэктазии могут развиться также при стафилококковой деструкции легких, муковисцидозе, в результате врожденных пороков развития легких. Клиника хронической пневмонии с бронхоэктазиями характеризуется наличием кашля с мокротой, часто неприятного, гнилостного запаха, количество мокроты может быть значительным. Точная диагностика бронхоэктазии проводится с помощью…