Гипотонические состояния

Гипотонические состояния — стойкое понижение артериального давления, возникающее у детей в результате нейроциркуляторных нарушений, реже — в результате недостаточной функции надпочечников, щитовидной железы, гипофиза. Гипотонические состояния могут появиться в результате длительного воздействия интоксикации, физических и эмоциональных перенапряжений, а также при некоторых заболеваниях.

Клиника проявляется жалобами на слабость, повышенную утомляемость, сонливость, иногда головную боль, раздражительность, боли в области сердца. Объективно определяются бледность кожных покровов, приглушенность тонов сердца, брадикардия, понижение артериального давления по сравнению с должными возрастными величинами.

Лечение заключается в нормализации двигательного и общего режима, полноценном питании, витаминизации, назначении средств тонизирующего действия (лимонник китайский, жень-шень, аралия и т. п.) и повышающих артериальное давление (кофеин, кордиамин). Важнейшую роль играет лечебная физкультура.

Лечебная физкультура

Клинико-физиологическим обоснованием для применения физических упражнений и других средств лечебной физкультуры в комплексной терапии гипотонических состояний служат доказанное в эксперименте и клинике нормализующее влияние мышечных сокращений на сосудистый тонус, перестройка нервной регуляции, в результате которой повышается возбудимость сосудисто-двигательного центра, восстанавливается нормальное течение моторно-сосудистых рефлексов.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Стеноз левого предсердно-желудочкового отверстия (митральный стеноз) изолированно встречается редко. При этом пороке имеется сужение фиброзного кольца, в результате которого левое предсердие не перекачивает полностью кровь в левый желудочек, гипертрофируется, гели это не компенсирует образовавшийся порок, развивается гипергензия малого круга кровообращения, а затем и гипертрофия правого желудочка. При обследовании определяется расширение границ сердца вверх и вправо,…


Лечебная физкультура применяется на всех этапах лечения артритов в связи с возможностью глубокого воздействия средств лечебной физкультуры на организм больного и пораженный суставной аппарат. Задачи последней в комплексной терапии артритов практически совпадают с вышеперечисленными лечебными задачами (за исключением борьбы с инфекцией). Наиболее важными следует считать трофическое действие физических упражнений и массажа, обеспечивающих уменьшение, а затем…


Лечение анемий — всегда комплексное, с учетом этиологии, патогенеза, общего состояния ребенка и клинико-лабораторных данных. Обеспечиваются восполнение дефицита гемопоэтических факторов, полноценная диетотерапия, оптимальный режим. При апластических и гипопластических анемиях — гемотрансфузия, гормонотерапия, антибиотики. При некоторых формах гемолитических анемий проводится спленэктомия. Лечебная физкультура при анемиях у детей применяется как средство неспецифической стимулирующей терапии, а при некоторых видах…


Типичным для бронхиальной астмы является приступ удушья: больной не может выдохнуть воздух, грудная клетка расширена и приподнята, в дыхании участвуют вспомогательные мышцы, ребенок сидит, опираясь руками о края кровати, плечи его приподняты, голова втянута, дыхание шумное, зрачки расширены, пульс учащен, нередко бывает частый сухой, мучительный кашель. Приступ бронхиальной астмы редко возникает на фоне полного здоровья,…


Пневмонии у детей раннего возраста по патогенезу и клинической картине характеризуются генерализованным поражением организма с поражением многих органов и систем. Простая (локализованная) форма пневмонии развивается после острых респираторных заболеваний, характеризуется кашлем, одышкой, повышением температуры, ухудшением общего состояния, снижением аппетита, вялостью, капризностью, развитием признаков дыхательной недостаточности. По мнению Ю. Ф. Домбровской, локализованная форма пневмонии встречается у…