Принцип постепенного повышения

Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и решения воспитательных задач. С этой целью в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки. Положительная динамика функциональных показателей и морфологических сдвигов, вызываемых средствами лечебной физкультуры, находится в определенной зависимости от количества мышечной работы.

Постепенное приспособление к одному и тому же объему нагрузок, к одним и тем же упражнениям приводит к снижению интенсивности процессов, в том числе и восстановительного характера. Привычная по содержанию и интенсивности нагрузка перестает быть фактором, вызывающим положительные изменения в организме больного. Повышение требований до уровня, адекватного возросшим возможностям организма, увеличивает положительный эффект средств лечебной физкультуры. Осуществление этого принципа требует от врача и инструктора учета характера ответных реакций организма, использования данных функциональной диагностики.

Следует помнить то обстоятельство, что адаптация у различных детей протекает с разной скоростью, следовательно, повышение нагрузок и изменение характера упражнений должны происходить с соблюдением еще одного важного принципа — индивидуального подхода к каждому ребенку.

Такая индивидуализация учитывает особенности развития больного, степень отставания или опережения физиологических возрастных показателей двигательных умений, особенности течения заболевания, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующих заболеваний и синдромов и т. д. Индивидуальный подход отражается и в постановке задач, и в подборе способов их решения, и в методике применения средств лечебной физкультуры в различных формах.

При построении курса лечебной физкультуры принцип индивидуального подхода осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях — лечебном и воспитательном. Лечебная индивидуализация нацелена на подбор средств, адекватных особенностям заболевания и индивидуальным особенностям реакции на них ребенка.

Воспитательная индивидуализация заключается в тонком учете развития двигательных навыков и качеств, а также психологических особенностей ребенка с тем, чтобы в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры в необходимой последовательности включались упражнения, способствующие освоению возрастных двигательных навыков и достижению определенного уровня развития физических качеств.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…


Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…


Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…


Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…


Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…