Способы проведения занятий лечебной физкультурой

Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом.

Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном кабинете. Индивидуальные занятия проводятся со всеми детьми на первом году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы.

Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних органов, при параличах и парезах. Выбор индивидуального способа проведения занятий определяется, в первую очередь, наличием индивидуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других больных, что не позволяет их объединить. Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими детьми, находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи.

В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту детей большая часть специальных и общих средств лечебной физкультуры, подобранных для решения задач, аналогична, даже если эти задачи и не совпадают. Так, могут объединяться в группы больные в периоде остаточных явлений пневмонии и в активной фазе ревматизма, переведенные на палатный режим. Конечно, и при занятиях с группой больных не исключается индивидуальный подход, учитывающий особенности физической нагрузки, подбора некоторых упражнений, распределения ролей в подвижных играх и т. д.

Групповые и малогрупповые занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, на физкультурной площадке, в зале, в некоторых случаях в бассейне для лечебного плавания. Данный способ проведения занятий наиболее эффективен, так как позволяет воздействовать сразу на большое количество больных детей, при этом рационально расходуется рабочее время инструктора и методиста, а сами занятия приобретают необходимую в детском возрасте эмоциональную и педагогическую насыщенность. К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения, включающие построение занятия по частям.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста…