Способы проведения занятий лечебной физкультурой

Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом.

Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном кабинете. Индивидуальные занятия проводятся со всеми детьми на первом году жизни, а иногда и в более старшем возрасте, когда другие способы проведения занятий неприемлемы.

Индивидуально проводятся занятия в остром периоде заболеваний внутренних органов, при параличах и парезах. Выбор индивидуального способа проведения занятий определяется, в первую очередь, наличием индивидуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других больных, что не позволяет их объединить. Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими детьми, находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи.

В некоторых случаях объединение больных в одной группе возможно, если у близких по возрасту детей большая часть специальных и общих средств лечебной физкультуры, подобранных для решения задач, аналогична, даже если эти задачи и не совпадают. Так, могут объединяться в группы больные в периоде остаточных явлений пневмонии и в активной фазе ревматизма, переведенные на палатный режим. Конечно, и при занятиях с группой больных не исключается индивидуальный подход, учитывающий особенности физической нагрузки, подбора некоторых упражнений, распределения ролей в подвижных играх и т. д.

Групповые и малогрупповые занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, на физкультурной площадке, в зале, в некоторых случаях в бассейне для лечебного плавания. Данный способ проведения занятий наиболее эффективен, так как позволяет воздействовать сразу на большое количество больных детей, при этом рационально расходуется рабочее время инструктора и методиста, а сами занятия приобретают необходимую в детском возрасте эмоциональную и педагогическую насыщенность. К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения, включающие построение занятия по частям.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…


Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…