Плавание

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения.

Этот вид спортивных упражнений сочетает закаливающее действие водной процедуры с движениями в воде. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах, парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и т. п.

Анатомо-физиологические особенности детского организма позволяют освоить навык плавания еще в раннем возрасте, с первых недель жизни. Как в физическом воспитании, так и в лечебной физкультуре ребенка вначале приучают к нахождению в водной среде, затем умению удерживаться в воде, а затем уже к координированным движениям.

В дошкольном возрасте возможно овладение различными способами плавания: кроль на груди и на спине, брасс. В старшем дошкольном и школьном возрасте осваивается и такой сложный стиль, как дельфин. В процессе обучения плаванию и во время занятий могут использоваться разного рода поддержки и вспомогательные средства, увеличивающие плавучесть. Применение плавания в лечебной физкультуре требует специальных условий.

Для детей раннего возраста применяются индивидуальные ванны, в дошкольном возрасте и для детей школьного возраста — бассейны для лечебного плавания. Упражнения в воде могут проводиться в специальных ваннах. В учреждениях санаторного типа занятия по лечебному плаванию могут проводиться и в открытых водоемах после их предварительной подготовки и только в летний период при благоприятных метеорологических условиях.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…