Бег
Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета.
На первом этапе формирования двигательного навыка бег отличается мелкими, семенящими шагами, неритмичностью, опорой на всю ступню, потерей равновесия. В дальнейшем, под влиянием обучения и условий, способствующих формированию указанного вида движений, развиваются полетность, сохранение правильной осанки во время бега, координированные движения рук и ног, соблюдение направления. Физиологические особенности бега позволяют использовать его в качестве упражнения, резко повышающего физическую нагрузку при благоприятных сдвигах в состоянии вегетативных систем.
Фаза полета усиливает быстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствуя восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекают в работу большинство систем организма (кровообращение, дыхание, обмен веществ и т. д.), деятельность которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических резервов детского организма.
Как физическое упражнение бег может включаться в занятия лечебной физкультурой по мере формирования, начиная с 3-го года жизни. Обучение бегу проводится во время специальных упражнений и в подвижных играх. На 3-м и 4-м году жизни основными требованиями к ребенку во время бега должны быть соблюдение направления движения, затем координация работы рук и ног.
На 5-м и 6-м году совершенствование техники бега происходит за счет увеличения скорости передвижения, ритмичности, сохранения осанки. У детей старшего дошкольного и школьного возраста бег в лечебной физкультуре используется весьма широко, при этом применяется бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, с препятствиями, с заданиями на ориентировку, врассыпную.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Катание на санках относится также к спортивным видам физических упражнений. Во время этого движения сочетаются закаливание, ходьба, бег и другие движения, вовлекающие в работу все мышцы ребенка. Включая катание на санках в режим дня как одно из упражнений лечебной физкультуры, следует обеспечить дозировку физической нагрузки (число подъемов и спусков, расстояние при катании, направление движения, положение…
Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, гребнеобразное поглаживание и глажение. Растирание — руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впереди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъединение и растягивание тканей и «перетирание» патологических уплотнений. Растирание оказывает успокаивающее действие…
Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребенка. Использование для компенсации…
Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по лечебной физкультуре используются в тех случаях, когда для Достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей. Для полноценного использования самостоятельно выполняемых назначений необходимо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Такое отношение к…
Правильная ходьба должна быть свободной, ненапряженной, голова и туловище сохранять выпрямленное положение, плечи развернуты, движения рук и ног свободные, перекрестные. При ходьбе сохраняется заданный командой или музыкальным сопровождением ритм. Бег применяется в лечебной физкультуре чаще всего в периоде восстановления и остаточных явлений, когда допустимая физическая нагрузка может быть средней и выше средней. Инструктор по лечебной…