Нормализация нарушенных функций
Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы.
Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы и объема движения в суставах и связках, но и на физиологические системы, обеспечивающие мышечное сокращение. Нормализующий эффект физических упражнений как частный случай тренировки проявляется уменьшением физиологических показателей функциональных систем, лучшим согласованием отдельных их звеньев в состоянии покоя или увеличением функциональных резервов. Так, при заболеваниях органов дыхания физические упражнения в нарастающей дозировке способствуют урежению дыхания и уменьшению потребления кислорода в покое при одновременном повышении коэффициента использования кислорода, максимальной вентиляции и жизненной емкости легких.
При заболеваниях сердечнососудистой системы нормализующее действие лечебной физкультуры проявляется увеличением мощности сердечных сокращений, восстановлением соответствия сердечной деятельности степени физического напряжения, уменьшением частоты сердечных сокращений в покое. Нормализующее действие физических упражнений и других средств лечебной физкультуры проявляется также ликвидацией извращений функции, вызванных патологическим процессом. Таким образом может происходить нормализация движений конечности больного ребенка при инфекционном полиартрите, после переломов и травм.
При этих состояниях нередко наблюдаются контрактуры, остающиеся и после ликвидации болевых ощущений, в связи со щадящими реакциями и сопутствующими процессами в мягких тканях. Под влиянием физических упражнений, проводимых на положительном эмоциональном фоне, снимаются патологические рефлексы, восстанавливается нормальный механизм двигательной реакции. Важную роль при этом играет формирование нормальных условнорефлекторных реакций.
Для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, нарушение роста и развития ребенка, в частности психомоторного. При большинстве заболеваний в связи с этим наблюдается утрата ранее возникших двигательных навыков у детей раннего возраста, их ослабление и извращение — у детей старшего возраста. Лечебная физкультура является единственным средством, позволяющим добиться нормализации двигательной сферы ребенка.
Весьма важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным для ребенка нагрузкам, в первую очередь физическим, связанным с привычной двигательной деятельностью. Такая адаптация возможна лишь за счет согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспечена лишь нормальной функцией пораженной болезнью системы. Лечебная физкультура позволяет обеспечить в процессе специальных занятий восстановление нарушенной координации ряда органов и систем, обеспечивает целостную реакцию детского организма на мышечные усилия, создавая наилучшие условия для восстановления нормальной физической работоспособности.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…
Сюжетные подвижные игры связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и г. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несюжетные подвижные игры содержат двигательное задание, их цель: быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся…
Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение…
Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…
При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…