Нормализация нарушенных функций

Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы.

Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы и объема движения в суставах и связках, но и на физиологические системы, обеспечивающие мышечное сокращение. Нормализующий эффект физических упражнений как частный случай тренировки проявляется уменьшением физиологических показателей функциональных систем, лучшим согласованием отдельных их звеньев в состоянии покоя или увеличением функциональных резервов. Так, при заболеваниях органов дыхания физические упражнения в нарастающей дозировке способствуют урежению дыхания и уменьшению потребления кислорода в покое при одновременном повышении коэффициента использования кислорода, максимальной вентиляции и жизненной емкости легких.

При заболеваниях сердечнососудистой системы нормализующее действие лечебной физкультуры проявляется увеличением мощности сердечных сокращений, восстановлением соответствия сердечной деятельности степени физического напряжения, уменьшением частоты сердечных сокращений в покое. Нормализующее действие физических упражнений и других средств лечебной физкультуры проявляется также ликвидацией извращений функции, вызванных патологическим процессом. Таким образом может происходить нормализация движений конечности больного ребенка при инфекционном полиартрите, после переломов и травм.

При этих состояниях нередко наблюдаются контрактуры, остающиеся и после ликвидации болевых ощущений, в связи со щадящими реакциями и сопутствующими процессами в мягких тканях. Под влиянием физических упражнений, проводимых на положительном эмоциональном фоне, снимаются патологические рефлексы, восстанавливается нормальный механизм двигательной реакции. Важную роль при этом играет формирование нормальных условнорефлекторных реакций.

Для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, нарушение роста и развития ребенка, в частности психомоторного. При большинстве заболеваний в связи с этим наблюдается утрата ранее возникших двигательных навыков у детей раннего возраста, их ослабление и извращение — у детей старшего возраста. Лечебная физкультура является единственным средством, позволяющим добиться нормализации двигательной сферы ребенка.

Весьма важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным для ребенка нагрузкам, в первую очередь физическим, связанным с привычной двигательной деятельностью. Такая адаптация возможна лишь за счет согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспечена лишь нормальной функцией пораженной болезнью системы. Лечебная физкультура позволяет обеспечить в процессе специальных занятий восстановление нарушенной координации ряда органов и систем, обеспечивает целостную реакцию детского организма на мышечные усилия, создавая наилучшие условия для восстановления нормальной физической работоспособности.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а…


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры. Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста…


На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперёд, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание…