Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Методические особенности проведения лечебной физкультуры с детьми 2-го и 3-го лет жизни

Методические особенности проведения лечебной физкультуры с детьми 2-го и 3-го лет жизни

На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперёд, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия.

Ползание также улучшается, появляются более точная координация движений, умение хорошо проползать под различными препятствиями и подползать под них, при целенаправленных занятиях дети начинают лазать по лесенке. Во 2 половине 2-го года жизни развивается равновесие, ребенок ходит по дорожке определенной ширины, по доске, приподнятой над полом, перешагивает через препятствия.

При проведении занятий лечебной физкультурой с детьми 2-го года жизни чаще всего приходится прибегать к индивидуальному способу, хотя возможны и малогрупповые занятия. В условиях госпитализации, когда ребенок поп дает в новую, непривычную для него обстановку и у него появляются отрицательные эмоции, имеющиеся у него двигательные навыки затормаживаются, что затрудняет их использование в упражнениях. Упражнения выполняются с помощью инструктора (активные упражнения с помощью).

Непосредственное мышечное чувство в сочетании с речевыми сигналами при выполнении таких упражнений способствует восстановлению условных двигательных рефлексов.

В дальнейшем ребенок может выполнять упражнение самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высоко», «ножки согни» и т. д. Из активных упражнений с использованием локомоторных реакций важную роль играют конкретные задания, хорошо понимаемые ребенком: «пролезь в обруч», «возьми игрушку».

Игрушки, пособия во время занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста не только способствуют возникновению положительных эмоций, но и обеспечивают определенную точность движений. Так, разложенные в определенном порядке шарики, флажки или иные игрушки позволяют использовать активную ходьбу в требуемом направлении в сочетании с наклонами и выпрямлением туловища при команде «собери шарики, флажки».

В связи с развитием речи и расширением представлений ребенка об окружающей среде возможно включение активных имитационных упражнений (прыгать, как зайчики, ходить, как косолапый мишка), в том числе и активных дыхательных упражнений (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба на лыжах — циклическое движение спортивного типа, при котором скольжение обеспечивается интенсивной работой мышц. Ходьба на лыжах способствует развитию выносливости, увеличению физической работоспособности, развитию силы, ловкости, быстроты, равновесия, повышению неспецифической сопротивляемости, положительно сказывается на деятельности сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Передвижение на лыжах стимулирует обменные процессы, развивает пространственные ориентировки и координацию движений. В лечебной физкультуре…


К основным приемам общего лечебного массажа относятся следующие: поглаживание — массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскостном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем…


Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Правильная ходьба должна быть свободной, ненапряженной, голова и туловище сохранять выпрямленное положение, плечи развернуты, движения рук и ног свободные, перекрестные. При ходьбе сохраняется заданный командой или музыкальным сопровождением ритм. Бег применяется в лечебной физкультуре чаще всего в периоде восстановления и остаточных явлений, когда допустимая физическая нагрузка может быть средней и выше средней. Инструктор по лечебной…