Включение подвижных игр в содержание занятий
Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей.
Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или образам, правила должны быть простыми, порядок и очередность действий — ясными для играющих. В старшем возрасте сложность игр возрастает, ролевой, сюжетный рисунок имеет меньшее значение, правила постепенно усложняются, большей становится роль личной инициативы ребенка.
К методическим особенностям относится подбор игр в соответствии с лечебными, лечебно-педагогическими и воспитательными задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигательным навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания. При подготовке детей к игре необходимы четкое объяснение правил, распределение ролей, а при проведении игры контроль за их соблюдением и последующее поощрение детей, выполнивших требования и успешно справившихся с заданием.
Если подвижная игра проводится вне специального занятия лечебной физкультурой, то соблюдаются общие требования к подготовке и выведению организма из состояния повышенной деятельности. Перед игрой средней и большой подвижности выполняется небольшой комплекс физических упражнений, обычно содержащий упражнение в основном движении, используемом в подвижной игре (бег, прыжок, лазание, метание), а после окончания игры включаются ходьба с постепенным замедлением, упражнения на координацию движений либо проводится игра на внимание.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость,…
Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют…
Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….
Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….
Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…