Игры
С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры.
С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.
Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые детям, простые по выполнению, упражнения. При занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У детей раннего возраста применяются массаж, пассивные и элементарные активные гимнастические упражнения для конечностей. С позиций физиологии мышечной деятельности, во вводной части занятия происходит врабатывание, т. е. мобилизация (развертывание) вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата, создается их сонастроенность.
Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения. В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, реже — приемы массажа.
На протяжении всей основной части поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем. В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится больной. Упражнения, приемы массажа, используемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.
Построение занятия лечебной физкультурой в целом обеспечивает в детском возрасте не только решение специальных, частных задач терапии заболеваний и травм, но и общефизиологическое воздействие на детский организм. Это особенно важно при заболеваниях детей раннего и дошкольного возраста, у которых общефизиологическое действие физических упражнений и двигательной активности обеспечивает реализацию энергетического правила скелетных мышц, т. е. стимуляцию обмена веществ, восстановление и закрепление двигательных навыков, необходимый уровень энергетических требований к физиологическим системам, их тренировку, обеспечивающую нормализацию функции роста и развития.
Общефизиологический эффект занятия лечебной физкультурой имеет важное значение и для больных детей старшего возраста, предупреждения гиподинамии, недостатка двигательной активности, к сожалению, встречающегося в условиях госпитализации.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…
Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…
Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…
Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…
Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…