Игры

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры.

С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.

Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые детям, простые по выполнению, упражнения. При занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста используется ходьба и ее варианты, легкий бег, прыжки. У детей раннего возраста применяются массаж, пассивные и элементарные активные гимнастические упражнения для конечностей. С позиций физиологии мышечной деятельности, во вводной части занятия происходит врабатывание, т. е. мобилизация (развертывание) вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата, создается их сонастроенность.

Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими движения. В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии как на пораженные органы и системы, так и на весь организм ребенка. Для их реализации включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры, реже — приемы массажа.

На протяжении всей основной части поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем. В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится больной. Упражнения, приемы массажа, используемые в заключительной части, должны способствовать ускорению процессов восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Построение занятия лечебной физкультурой в целом обеспечивает в детском возрасте не только решение специальных, частных задач терапии заболеваний и травм, но и общефизиологическое воздействие на детский организм. Это особенно важно при заболеваниях детей раннего и дошкольного возраста, у которых общефизиологическое действие физических упражнений и двигательной активности обеспечивает реализацию энергетического правила скелетных мышц, т. е. стимуляцию обмена веществ, восстановление и закрепление двигательных навыков, необходимый уровень энергетических требований к физиологическим системам, их тренировку, обеспечивающую нормализацию функции роста и развития.

Общефизиологический эффект занятия лечебной физкультурой имеет важное значение и для больных детей старшего возраста, предупреждения гиподинамии, недостатка двигательной активности, к сожалению, встречающегося в условиях госпитализации.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально возможного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не превышает 20 % максимального, но зато проводится в быстром темпе. Реже у детей используются статические силовые упражнения, однако они весьма…


Игры большой подвижности сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко используются на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним относятся широко известные детям «пятнашки», или «салки», «кошки-мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др. Эмоции, возникающие у детей во время подвижных игр,…


Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ. Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии,…


Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры. Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста…


На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие…