Формы лечебной физкультуры

Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка.

При применении всех перечисленных форм в детской больнице и других учреждениях обеспечивается неразрывное лечебное и воспитательное воздействие на больного ребенка.

Занятие лечебной физкультурой (урок лечебной физкультуры, процедура лечебной гимнастики) — основная форма применения лечебной физкультуры в любом детском лечебно-профилактическом учреждении. По своему построению занятие лечебной физкультурой соответствует всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию — ведущим лечебным задачам для данного периода заболевания.

При подготовке к занятиям врач и инструктор лечебной физкультуры уточняют состав больных, обсуждают их особенности, устанавливают общие для всех больных и индивидуальные задачи. Основным документом, отражающим подготовительную к занятию работу и подбор средств лечебной физкультуры, является конспект. Перед занятием лечебной физкультурой инструктор готовит кабинет, необходимые пособия и снаряды, фонограмму или иной вид музыкального сопровождения.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и…


Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное повышение требований, предъявляемых к детскому организму. Это касается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Например, при восстановлении двигательного навыка ходьбы у больного детским церебральным параличом сначала добиваются более простого результата — уменьшения спастичности. Как только это удается, переходят к решению задачи нормализации мышечного тонуса конечностей, применяя приемы…


Назначение по лечебной физкультуре в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту по форме 42а. Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем лечебная физкультура назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д….


У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….