Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры

Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже частично опережая мышечное сокращение) усиливается кровоснабжение работающих мышц.

Происходит перестройка функциональной схемы кровообращения: перераспределение крови и адекватное мышечной работе усиление кровоснабжения. Тем самым создаются физиологические предпосылки для синтеза и ресинтеза макроэргов, в первую очередь аденозинтрифосфорной кислоты. Аналогичные изменения наблюдаются в дыхательной и других системах, которые могут в данном случае рассматриваться как системы, обеспечивающие мышечную работу.

Таким образом, стимулирующее или тонизирующее действие средств лечебной физкультуры связано с повышением уровня жизнедеятельности детского организма и его важнейших функциональных систем. При заболеваниях и травмах сохраняется прямая зависимость физиологических сдвигов от количества произведенной мышечной работы, т. е. от физической нагрузки. Следовательно, при большинстве заболеваний можно дозировать стимулирующий эффект лечебной физкультуры определенным объемом мышечной работы.

Тонизирующий эффект будет проявляться независимо от того, где расположены участвующие в движении мышцы, что позволяет достичь лечебного эффекта с помощью подбора упражнений, не связанных с пораженной областью тела. С другой стороны, при назначении лечебной физкультуры следует учитывать стимулирующее действие на вегетативные системы и обмен веществ, чтобы избежать усиления патологических сдвигов.

Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры прежде всего используется для предупреждения отставания роста и развития. Задержка в развитии может наблюдаться при многих патологических состояниях как проявление болезни и следствие гиподинамии, вызванной заболеванием и ограничением двигательной активности. Поэтому назначение лечебной физкультуры в адекватной состоянию ребенка дозировке обеспечивает реализацию «энергетического правила скелетной мускулатуры» по И. А. Аршавскому, восстанавливая биоэнергетические условия развития.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на коньках — циклический вид спортивного движения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижних конечностей. Коньки обычно используются в лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа, их применение способствует улучшению координации движений, закаливанию, повышению физической работоспособности, а также воспитанию двигательных качеств и воли ребенка. Упражнения в передвижении на коньках используют при наличии соответствующих гигиенических условий, точно…


К массажисту предъявляются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач, безупречное владение техникой массажа, развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполнении приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгодное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых…


Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…