Большинство гимнастических упражнений

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич).

В некоторых случаях в содержание занятий могут включаться и рефлекторные упражнения с использованием патологических рефлексов. На определенном этапе лечения двигательных расстройств, при отсутствии активных движений, используются пассивные гимнастические упражнения, проводимые инструктором лечебной физкультуры за счет собственных усилий, без сопротивления со стороны ребенка. Такие пассивные упражнения могут быть включены в содержание физиологических комплексов гимнастики, они способствуют возникновению самостоятельных произвольных движений.

Подавляющее большинство гимнастических упражнений выполняются ребенком самостоятельно при побуждении к движению игрушками, пособиями или речевой инструкцией, командой — это активные гимнастические упражнения. У детей до 2 лет применяются простейшие по своей структуре упражнения, так как в этом возрасте отсутствует умение расчленять движение, а координация недостаточна. В данном периоде оправданы помощь при выполнении упражнений, использование игровых приемов или одновременное выполнение упражнения инструктором и ребенком.

На 3-м году жизни дети в состоянии воспроизводить движения после их показа, развивается восприятие объяснений двигательных действий, что позволяет усложнять сами упражнения, а также требовать от ребенка определенной четкости в их выполнении. На 4-м году внимание ребенка становится более устойчивым, появляется интерес к результатам своих действий, возрастает словарный запас.

На 6-м году и в более старшем возрасте большой запас двигательных навыков, способность к самоконтролю, развитая пространственная ориентация и координация движений позволяют разнообразить набор гимнастических упражнений, обеспечить точное соответствие их намеченным лечебным задачам, увеличивать физическую нагрузку.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…


Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…


Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…


Особой формой применения лечебной физкультуры в детских лечебно-профилактических учреждениях является использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры во время прогулок, упражнения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в периоды бодрствования вне других форм лечебной физкультуры, спортивные виды физических упражнений, ходьба пешком определенной продолжительности по времени и расстоянию, проведение экскурсий и…


У детей младшего школьного возраста и старших детей, не владеющих техникой прыжка, применяются «подводящие» к прыжкам упражнения (ходьба с высоким подниманием бедра, бег с акцентированным толчком и высоким подниманием бедра, приседания и т. д.), затем прыжки на месте на обеих ногах, прыжки на месте на одной ноге, прыжки с продвижением вперед и т. д. Резко…