На 3-м году жизни

На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры.

Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие и утренняя гимнастика, сочетающиеся с элементами лечебной физкультуры в режиме дня, обеспечивающими достаточную для решения лечебно-воспитательных задач двигательную активность.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий — так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 — 2 двигательных навыков.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…