Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте

Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом.

Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и многообразнее тех или иных конкретных лечебных задач.

Практическое применение средств лечебной физкультуры в педиатрии требует знаний:

  • особенностей их использования в различных возрастных группах;
  • характера имеющегося у больного ребенка патологического процесса, его стадии, особенностей;
  • индивидуальных и возрастных особенностей течения болезни или травмы;
  • психологических особенностей ребенка.

Наиболее важным разделом теории детской лечебной физкультуры является изучение клинико-физиологических обоснований влияния физических упражнений на организм больного ребенка, или механизма их лечебного действия. На основе этих теоретических представлений врач может решить вопрос о показаниях к назначению средств лечебной физкультуры у данного больного, сформулировать цель и задачи такого назначения.

К этим средствам относятся специально подобранные и организованные движения человека, прежде всего физические упражнения и подвижные игры. Вместе с тем к ним относятся и такие физические факторы, как средства закаливания и массаж, которые при определенной системе применения изменяют либо адаптивные реакции организма, либо характер нейрогуморальных процессов, возникающих при мышечной работе.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета….


Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или…


При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов. К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности…


Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи. Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу…


Период от 3 до 7 лет представляет собою дошкольный возраст, отличающийся от старших периодов детства более быстрым темпом развития. Для психики ребенка, развития его речи и моторики этот период особенно продуктивен. К 3 годам нормально развивающийся ребенок владеет почти всеми основными движениями и начинает их реализовать в свободной двигательной деятельности. В течение всего дошкольного возраста…