Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни

Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений.

Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению и проведению пассивных гимнастических упражнений. Из координированных двигательных реакций обнаруживаются врожденные рефлексы (Бабинского, Россолимо, Талант и др.), использование которых лежит в основе так называемых рефлекторных гимнастических упражнений. Из первых позных реакций на 2-м, реже в конце 1-го месяца жизни возникает умение поднимать и удерживать голову из положения лежа на животе.

Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной жировой клетчатки, эластичность, богатое лимфо- и кровоснабжение, развитие рецепторного аппарата позволяют широко использовать в качестве ведущего средства лечебной физкультуры в этом возрасте массаж, преимущественно поглаживание и растирание. Таким образом, у детей первых 3 мес жизни при отсутствии признаков задержки развития в занятия по лечебной физкультуре могут включаться рефлекторные гимнастические упражнения в виде ползания, разгибания спины в положении на боку, рефлекторных упражнений для стоп и т. д., выкладывание ребенка на живот, приемы общего поглаживающего массажа туловища и конечностей. В зависимости от лечебных задач увеличивается количество тех или иных упражнений, кроме общего массажа, избирательно может назначаться массаж тех или иных областей.

Так, при воспалении легких — массаж грудной клетки, при врожденной мышечной кривошее — специальный массаж области шеи, при косолапости — массаж стоп и т. д. В этих случаях используются все приемы массажа. При построении занятия для детей раннего возраста, особенно в первые месяцы жизни, обязательно соблюдается принцип чередования (рассеянной мышечной нагрузки), когда последовательно чередуются упражнения для разных мышечных групп и не повторяются подряд несколько упражнений для одних и тех же мышц. Перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса проводится массаж соответствующей области.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…