Врач по лечебной физкультуре

Специалисты такого профиля подготавливаются из врачей-педиатров, имеющих достаточный клинический опыт, в ординатуре при кафедрах спортивной медицины и лечебной физкультуры, на курсах первичной специализации в институтах для усовершенствования врачей и, как исключение, на рабочих местах в отделениях лечебной физкультуры областных многопрофильных детских больниц и врачебно-физкультурных диспансеров.

Согласно действующим штатным нормативам врач по лечебной физкультуре может работать в детской больнице, детской поликлинике, детском санатории, врачебно-физкультурном диспансере. Он ведет больных лечебно-профилактического учреждения, санатория или поликлиники по разделу «лечебная физкультура», с этой целью организует врачебный прием и осмотр назначенных на лечебную физкультуру детей и обеспечивает своевременное и высококачественное ее проведение инструкторами и другими сотрудниками отделения.

Кроме того, врач по лечебной физкультуре периодически консультирует лечащих врачей по вопросу об особенностях использования средств лечебной физкультуры у конкретных больных в данном отделении. Вместе с ними он уточняет показания к назначению лечебной физкультуры в той или иной фазе заболевания, осуществляет постоянный контроль за влиянием на организм больного назначенных средств и при необходимости обеспечивает коррекцию методики. Важнейший раздел работы составляют врачебно-педагогические наблюдения, проводимые во время занятий с больными.

Основная их цель — оценка соответствия применяемых средств, их дозировки и методики применения задачам лечения и индивидуальным особенностям больных. Все свои наблюдения за состоянием больного ребенка, назначения и результаты врачебно-педагогических наблюдений вносятся в историю болезни и в специальную карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры.

Врач по лечебной физкультуре непосредственно руководит работой инструкторов и массажистов, доводит до их сведения назначения, проводит совместный разбор больных, обращая внимание на их индивидуальные особенности. Вместе с заведующим отделением, а при отсутствии последнего самостоятельно проводит работу по повышению квалификации врачей, медицинского персонала по лечебной физкультуре.

Определенное время отводится для санитарного просвещения по лечебной физкультуре среди больных детей и их родителей. Врач обобщает результаты своей работы и участвует в научно-практических исследованиях, проводимых в его учреждении.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…