Врач по лечебной физкультуре

Специалисты такого профиля подготавливаются из врачей-педиатров, имеющих достаточный клинический опыт, в ординатуре при кафедрах спортивной медицины и лечебной физкультуры, на курсах первичной специализации в институтах для усовершенствования врачей и, как исключение, на рабочих местах в отделениях лечебной физкультуры областных многопрофильных детских больниц и врачебно-физкультурных диспансеров.

Согласно действующим штатным нормативам врач по лечебной физкультуре может работать в детской больнице, детской поликлинике, детском санатории, врачебно-физкультурном диспансере. Он ведет больных лечебно-профилактического учреждения, санатория или поликлиники по разделу «лечебная физкультура», с этой целью организует врачебный прием и осмотр назначенных на лечебную физкультуру детей и обеспечивает своевременное и высококачественное ее проведение инструкторами и другими сотрудниками отделения.

Кроме того, врач по лечебной физкультуре периодически консультирует лечащих врачей по вопросу об особенностях использования средств лечебной физкультуры у конкретных больных в данном отделении. Вместе с ними он уточняет показания к назначению лечебной физкультуры в той или иной фазе заболевания, осуществляет постоянный контроль за влиянием на организм больного назначенных средств и при необходимости обеспечивает коррекцию методики. Важнейший раздел работы составляют врачебно-педагогические наблюдения, проводимые во время занятий с больными.

Основная их цель — оценка соответствия применяемых средств, их дозировки и методики применения задачам лечения и индивидуальным особенностям больных. Все свои наблюдения за состоянием больного ребенка, назначения и результаты врачебно-педагогических наблюдений вносятся в историю болезни и в специальную карту больного, лечащегося в кабинете лечебной физкультуры.

Врач по лечебной физкультуре непосредственно руководит работой инструкторов и массажистов, доводит до их сведения назначения, проводит совместный разбор больных, обращая внимание на их индивидуальные особенности. Вместе с заведующим отделением, а при отсутствии последнего самостоятельно проводит работу по повышению квалификации врачей, медицинского персонала по лечебной физкультуре.

Определенное время отводится для санитарного просвещения по лечебной физкультуре среди больных детей и их родителей. Врач обобщает результаты своей работы и участвует в научно-практических исследованиях, проводимых в его учреждении.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…


Сюжетные подвижные игры связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и г. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несюжетные подвижные игры содержат двигательное задание, их цель: быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся…


Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение…


Под этим термином подразумевают суммарные физиологические «затраты» организма больного ребенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений. В методике лечебной физкультуры дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств. Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в нужном направлении. Физическая…


На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие…