Физические упражнения

К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы.

При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Все это обеспечивает точный характер движений и по возможности целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата.

В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений, формируются двигательные навыки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость. Наибольшую группу гимнастических упражнений составляют общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомическому признаку.

Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются из всех исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине и животе, преимущественно же из положения стоя (для детей старшего возраста из основной стойки), обеспечивающих устойчивое положение тела. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются из исходного положения лежа на спине, но могут проводиться и из других положений.

Гимнастические упражнения для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются из исходных положений стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются из всех исходных положений, в зависимости от требуемой нагрузки. Все общеразвивающие гимнастические упражнения могут включаться в содержание занятий и других форм как без предметов, так и с предметами и пособиями: палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т. п.

Точности выполнения упражнений способствует использование гимнастических снарядов: стенок, скамеек, бревна. В зависимости от возраста ребенка и степени развития двигательных навыков характер гимнастических упражнений меняется.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…