Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте

Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте

Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата.

В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета. Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Особенно бурному развитию подвергается нервная система.

К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудительного и тормозного процессов еще не уравновешен. При быстром образовании условных рефлексов отмечается недостаточная дифференцировка раздражителей, легко наступает генерализация возбуждения. Сложным периодом в развитии ребенка является подростковый. В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, в целом общая возбудимость нервной системы повышается, движения ребенка сопровождаются дополнительными, сопутствующими, четкость двигательных реакций в связи с этим ухудшается.

По данным М. М. Кольцовой (1972), на речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные. Еще более сложные изменения психики детей происходят в пубертатном периоде (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 15-17), когда становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного состояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к слезам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых.

К концу этого периода в большинстве случаев устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И препубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряжением высшей нервной деятельности, что предъявляет к медицинским работникам, сотрудникам отделений лечебной физкультуры требование сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе и при проведении занятий лечебной физкультурой.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…