Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте

Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте

Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата.

В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета. Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Особенно бурному развитию подвергается нервная система.

К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудительного и тормозного процессов еще не уравновешен. При быстром образовании условных рефлексов отмечается недостаточная дифференцировка раздражителей, легко наступает генерализация возбуждения. Сложным периодом в развитии ребенка является подростковый. В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, в целом общая возбудимость нервной системы повышается, движения ребенка сопровождаются дополнительными, сопутствующими, четкость двигательных реакций в связи с этим ухудшается.

По данным М. М. Кольцовой (1972), на речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные. Еще более сложные изменения психики детей происходят в пубертатном периоде (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 15-17), когда становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного состояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к слезам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых.

К концу этого периода в большинстве случаев устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И препубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряжением высшей нервной деятельности, что предъявляет к медицинским работникам, сотрудникам отделений лечебной физкультуры требование сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе и при проведении занятий лечебной физкультурой.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на санках относится также к спортивным видам физических упражнений. Во время этого движения сочетаются закаливание, ходьба, бег и другие движения, вовлекающие в работу все мышцы ребенка. Включая катание на санках в режим дня как одно из упражнений лечебной физкультуры, следует обеспечить дозировку физической нагрузки (число подъемов и спусков, расстояние при катании, направление движения, положение…


Вспомогательные приемы: щипцеобразное, граблеобразное, гребнеобразное поглаживание и глажение. Растирание — руки производят надавливание и смещают в разные стороны подлежащие ткани. При этом кисть не скользит по коже, а прямолинейными или круговыми движениями образует впереди себя кожную складку в виде валика и осуществляет сдвигание, разъединение и растягивание тканей и «перетирание» патологических уплотнений. Растирание оказывает успокаивающее действие…


Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребенка. Использование для компенсации…


Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по лечебной физкультуре используются в тех случаях, когда для Достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей. Для полноценного использования самостоятельно выполняемых назначений необходимо достаточная сознательность больного, понимание им целей и задач проводимого лечения, наличие воли и желания скорейшего выздоровления. Такое отношение к…


У детей младшего школьного возраста и старших детей, не владеющих техникой прыжка, применяются «подводящие» к прыжкам упражнения (ходьба с высоким подниманием бедра, бег с акцентированным толчком и высоким подниманием бедра, приседания и т. д.), затем прыжки на месте на обеих ногах, прыжки на месте на одной ноге, прыжки с продвижением вперед и т. д. Резко…