Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте
Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата.
В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета. Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Особенно бурному развитию подвергается нервная система.
К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудительного и тормозного процессов еще не уравновешен. При быстром образовании условных рефлексов отмечается недостаточная дифференцировка раздражителей, легко наступает генерализация возбуждения. Сложным периодом в развитии ребенка является подростковый. В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, в целом общая возбудимость нервной системы повышается, движения ребенка сопровождаются дополнительными, сопутствующими, четкость двигательных реакций в связи с этим ухудшается.
По данным М. М. Кольцовой (1972), на речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные. Еще более сложные изменения психики детей происходят в пубертатном периоде (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 15-17), когда становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного состояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к слезам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых.
К концу этого периода в большинстве случаев устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И препубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряжением высшей нервной деятельности, что предъявляет к медицинским работникам, сотрудникам отделений лечебной физкультуры требование сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе и при проведении занятий лечебной физкультурой.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…
Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…
Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…
Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…
Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…