Рефлекторное действие приемов массажа
При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка.
Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы тканевого обмена. Рефлекторное действие приемов массажа вызывает улучшение кровоснабжения сердечной мышцы и повышение его сократительной способности. Общее действие на кровообращение проявляется уменьшением под влиянием массажа застойных явлений в большом и малом круге кровообращения. Изменения в дыхательной системе связаны как с общими рефлекторными влияниями, обеспечивающими увеличение газообмена, улучшение транспорта газов кровью, так и с местным воздействием массажа при определенной методике его применения на дыхательные мышцы и гладкую мускулатуру бронхов.
Имеются данные об изменении после массажа выделительной функции почек. Увеличивается мочеотделение, улучшается выведение азота. Таким образом, в основе действия массажа на организм ребенка лежат многообразные местные изменения и сложные взаимообусловленные нейрогуморальные и нейроэндокринные процессы, вызываемые рефлекторными реакциями из рецепторной зоны кожи, подкожной клетчатки и мышц, регулируемые высшими отделами ЦНС. Особенности применения приемов массажа и методик их использования обеспечивают возможность дифференцированного и многообразного его воздействия на организм.
По целевой направленности различаются три вида массажа: гигиенический, спортивный и лечебный.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…
К массажисту предъявляются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач, безупречное владение техникой массажа, развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполнении приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгодное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых…
Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизмаморфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического…
Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…
Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…