Лазание

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце жизни, когда появляется ползание на животе.

Развитию навыка способствуют условия воспитания и упражнения: выкладывание на живот на твердой опоре, стимуляция передвижения яркими игрушками и т. д. На 6 —7-м месяце жизни ребенок при ползании на животе может менять направление передвижения, отмечается перекрестная координация рук и ног.

На 7-м месяце дети начинают ползать на четвереньках, с опорой на кисти и колени, в дальнейшем развивается ходьба на четвереньках. Лазание как дальнейшая форма развития передвижения на четырех конечностях формируется на 2-м году жизни. При этом вырабатываются и совершенствуются цикличность движений рук и ног, точность направления, чередование отдельных фаз и т. д.

Как физическое упражнение ползание вводится в занятия лечебной физкультурой очень рано, с 5-го месяца (при отсутствии задержки в развитии), оно способствует созданию оптимальных условий для возникновения навыка. В конце 1-го года жизни и, особенно, на 2-м включаются упражнения в лазании (сначала по дорожке ограниченной ширины, затем по гимнастической скамейке), различного рода подползания и перелезания.

Лазание в вертикальном направлении (по гимнастической стенке, наклонной плоскости и др.) проводится у детей дошкольного возраста, при этом исключают висы и длительное статическое напряжение мышц, у детей школьного возраста его используют в любых вариантах с учетом состояния опорно-двигательного аппарата и лечебных задач.

Ползание создает наилучшие условия для формирования правильной осанки и мышц, обеспечивающих антигравитационные реакции в вертикальном положении тела, поэтому оно широко используется в методиках лечебной физкультуры при многих ортопедических заболеваниях, а также при травмах позвоночника.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Назначение по лечебной физкультуре в виде краткой записи вносится как в историю болезни, так и в карту по форме 42а. Оно отражает врачебное резюме, в связи с чем лечебная физкультура назначена: по поводу заболевания, в связи с отставанием в психомоторном развитии, для решения частных задач лечения, в качестве средства неспецифической стимулирующей терапии и т. д….


У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого…