Лазание

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце жизни, когда появляется ползание на животе.

Развитию навыка способствуют условия воспитания и упражнения: выкладывание на живот на твердой опоре, стимуляция передвижения яркими игрушками и т. д. На 6 —7-м месяце жизни ребенок при ползании на животе может менять направление передвижения, отмечается перекрестная координация рук и ног.

На 7-м месяце дети начинают ползать на четвереньках, с опорой на кисти и колени, в дальнейшем развивается ходьба на четвереньках. Лазание как дальнейшая форма развития передвижения на четырех конечностях формируется на 2-м году жизни. При этом вырабатываются и совершенствуются цикличность движений рук и ног, точность направления, чередование отдельных фаз и т. д.

Как физическое упражнение ползание вводится в занятия лечебной физкультурой очень рано, с 5-го месяца (при отсутствии задержки в развитии), оно способствует созданию оптимальных условий для возникновения навыка. В конце 1-го года жизни и, особенно, на 2-м включаются упражнения в лазании (сначала по дорожке ограниченной ширины, затем по гимнастической скамейке), различного рода подползания и перелезания.

Лазание в вертикальном направлении (по гимнастической стенке, наклонной плоскости и др.) проводится у детей дошкольного возраста, при этом исключают висы и длительное статическое напряжение мышц, у детей школьного возраста его используют в любых вариантах с учетом состояния опорно-двигательного аппарата и лечебных задач.

Ползание создает наилучшие условия для формирования правильной осанки и мышц, обеспечивающих антигравитационные реакции в вертикальном положении тела, поэтому оно широко используется в методиках лечебной физкультуры при многих ортопедических заболеваниях, а также при травмах позвоночника.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…