Подвижные игры

Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность.

Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и т. д. Структуру подвижной игры и взаимодействие играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкультуры определяются их эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою.

На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, обеспечивая оптимальные условия для сонастроенности различных систем и их тренировки. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление.

Использование подвижных игр в лечебной физкультуре предъявляет к их подбору определенные требования: возможности регулирования физической нагрузки, управления физиологическими сдвигами, связанными с эмоциональной окраской игровой деятельности, развития двигательных навыков и качеств, а также решения определенных лечебных задач.

Физическая нагрузка во время подвижной игры определяется особенностями самой игры и ролью ребенка в ней. По уровню общей физической нагрузки все подвижные игры можно условно разделить на три группы.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на коньках — циклический вид спортивного движения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижних конечностей. Коньки обычно используются в лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа, их применение способствует улучшению координации движений, закаливанию, повышению физической работоспособности, а также воспитанию двигательных качеств и воли ребенка. Упражнения в передвижении на коньках используют при наличии соответствующих гигиенических условий, точно…


К основным приемам общего лечебного массажа относятся следующие: поглаживание — массирующая рука скользит по коже всей ладонью, не собирая ее в складки и не смещая, производя различное надавливание в зависимости от того или иного приема. Основные приемы плоскостное и охватывающее поглаживание. При плоскостном кисть массажиста выпрямлена свободно, пальцы согнуты, движения производятся без напряжения. При охватывающем…


Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у детей воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…