Метод оценки эффективности

Определение влияния на больного однократно проведенного занятия специфический для лечебной физкультуры метод оценки эффективности. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных, полученных у больного, позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.

Эффективность занятия оценивают, включая методические особенности проведенного занятия, соответствие подобранных средств и физической нагрузки намеченным лечебным задачам, функциональные сдвиги и их соответствие предполагавшимся. Врач или методист по лечебной физкультуре получают необходимые данные во время так называемых врачебно-педагогических наблюдений. Прежде чем делать выводы о соответствии применяемых средств намеченным задачам, а также возможностям больного организма, оценивается педагогическая сторона занятий лечебной физкультурой.

Разумеется, что неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для лечения подобных больных, но не соответствующих возрасту или подготовленности детей, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта. Оценке подлежат конспект занятия, построение последнего, плотность, физиологическая кривая. Перед посещением занятия и проведением наблюдений врач убеждается в наличии конспекта предстоящего занятия, проверяет правильность его составления. Во время самого занятия следует убедиться в соответствии проводимых упражнений плану-конспекту, при отклонениях от него установить, насколько они оправданны.

Построение занятия оценивается врачом с медико-биологических позиций, а методистом — и с педагогических. Важно, учитывает ли инструктор особенности детского организма при выполнении физических упражнений, соблюдается ли деление занятия на вводную, основную и заключительную части, как изменяется физическая нагрузка в каждой из них. Кроме непосредственных наблюдений, для оценки этих моментов используются хронометраж и данные так называемой физиологической кривой.

Хронометраж учитывает общее время занятия, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы, ими не занятые, а также на объяснения последующих заданий и т. д. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовленной или отпечатанной типографским способом картой хронометража. Наблюдая занятия лечебной физкультурой с больными детьми, важно определить, насколько методические приемы организации детей на занятии, способы обучения двигательным действиям, команды и сам подбор упражнений соответствуют возрастным особенностям, как инструктор индивидуализирует подход к разным детям.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Ходьба — основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у…


Дети сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный…


Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…


Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…


При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…