Метод оценки эффективности

Определение влияния на больного однократно проведенного занятия специфический для лечебной физкультуры метод оценки эффективности. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных, полученных у больного, позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.

Эффективность занятия оценивают, включая методические особенности проведенного занятия, соответствие подобранных средств и физической нагрузки намеченным лечебным задачам, функциональные сдвиги и их соответствие предполагавшимся. Врач или методист по лечебной физкультуре получают необходимые данные во время так называемых врачебно-педагогических наблюдений. Прежде чем делать выводы о соответствии применяемых средств намеченным задачам, а также возможностям больного организма, оценивается педагогическая сторона занятий лечебной физкультурой.

Разумеется, что неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для лечения подобных больных, но не соответствующих возрасту или подготовленности детей, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта. Оценке подлежат конспект занятия, построение последнего, плотность, физиологическая кривая. Перед посещением занятия и проведением наблюдений врач убеждается в наличии конспекта предстоящего занятия, проверяет правильность его составления. Во время самого занятия следует убедиться в соответствии проводимых упражнений плану-конспекту, при отклонениях от него установить, насколько они оправданны.

Построение занятия оценивается врачом с медико-биологических позиций, а методистом — и с педагогических. Важно, учитывает ли инструктор особенности детского организма при выполнении физических упражнений, соблюдается ли деление занятия на вводную, основную и заключительную части, как изменяется физическая нагрузка в каждой из них. Кроме непосредственных наблюдений, для оценки этих моментов используются хронометраж и данные так называемой физиологической кривой.

Хронометраж учитывает общее время занятия, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы, ими не занятые, а также на объяснения последующих заданий и т. д. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовленной или отпечатанной типографским способом картой хронометража. Наблюдая занятия лечебной физкультурой с больными детьми, важно определить, насколько методические приемы организации детей на занятии, способы обучения двигательным действиям, команды и сам подбор упражнений соответствуют возрастным особенностям, как инструктор индивидуализирует подход к разным детям.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Капилляры кожи у детей имеют более широкий просвет и расположены поверхностнее. При анатомических предпосылках к легкому охлаждению или перегреву тела ребенок отличается незаконченностью и функциональным несовершенством нервно-рефлекторной регуляции температуры тела. Закаливающие процедуры, адекватные физиологическим возможностям терморегуляции, способствуют ее совершенствованию. В результате систематического влияния закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций вазомоторов кожных сосудов, совершенствуются рефлекторные ответные…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…