Ходьба

Ходьба – основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей относительно позвоночника, перекрестной координацией рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага.

Начальные элементы ходьбы как двигательного навыка возникают у ребенка в конце 1-го — начале 2-го года жизни. Затем, в раннем и дошкольном возрасте, ходьба совершенствуется, появляется координация в движениях рук и ног, увеличивается длина одиночного и двойного шага, уменьшаются разброс ног в стороны и раскачивание туловища при ходьбе, устанавливается ее ритмичность. Особенности развития ходьбы учитываются при занятиях лечебной физкультурой. Дети 2-го года жизни во время ходьбы должны сохранять прямое направление. Различные приемы ходьбы способствуют развитию этого важного навыка.

С указанной целью используются ходьба по начерченной дорожке, широкой доске, перешагивания. На 3-м и 4-м году жизни вводятся упражнения в ходьбе с равномерным шагом, по узкой дорожке, гимнастической скамейке, с содружественными движениями рук и ног, с изменением темпа. В старшем дошкольном и школьном возрасте во время занятий лечебной физкультурой ходьбу включают во все части занятий, преимущественно во вводную и заключительную.

Упражнения усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, пятках, внутреннем и наружном краях стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий и т. д. Как лечебное упражнение в ортопедической, травматологической и неврологической клиниках ходьба проводится с приемами облегчения и разгрузки: ходьба в подвесной дороге, параллельных брусьях, на костылях, в ходилках и т. д.

Для восстановления равномерности и длины шага используются следовые дорожки и другие пособия. При восстановлении двигательного навыка в результате лечебных и лечебно-воспитательных мероприятий ходьба ребенка характеризуется вертикальным положением туловища, хорошей осанкой с симметричным расположением рук, развернутыми плечами, подтянутым животом, равномерной длиной шага и ритмичными, координированными движениями рук и ног.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…