Количество повторений каждого упражнения

Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических единиц измерения работа будет для одного больного работой большой интенсивности, а для другого — малой.

Изменение величины мышечного усилия может быть достигнуто за счет длины рычага в том или ином сегменте конечности, участвующем в движении: отведение согнутой или разогнутой в локтевом суставе руки, поднятие выпрямленных или согнутых в коленях ног. При подборе упражнений и их описании необходимо точно указывать амплитуду и траекторию движения в суставах, предусматривая соответствующую нагрузку, например отведение рук в сторону, назад, до угла 45°, уровня плеча и т. д.

При необходимости увеличения нагрузки на данную группу мышц в тех случаях, когда анатомические возможности уже исчерпаны, прибегают к приемам отягощения и сопротивления. Сопротивление движению может оказывать инструктор лечебной физкультуры, регулирующий величину добавочного сопротивления напряжением собственных мышц. С этой целью применяются пружинные эспандеры, резиновые эластичные полосы и т. д.

Для отягощения, увеличения мышечных усилий при движении используют также различные пособия: гантели, простые и набивные мячи, гимнастические палки. С их помощью увеличиваются длина рычага и масса конечности.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально возможного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не превышает 20 % максимального, но зато проводится в быстром темпе. Реже у детей используются статические силовые упражнения, однако они весьма…


Игры большой подвижности сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко используются на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним относятся широко известные детям «пятнашки», или «салки», «кошки-мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др. Эмоции, возникающие у детей во время подвижных игр,…


Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ. Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии,…


Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры. Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста…


На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие…