Механизм компенсаторного действия
Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребенка.
Использование для компенсации и восстановления нарушенных функций средств лечебной физкультуры весьма перспективно, так как именно физическое упражнение, сам двигательный акт, вызывая эволюционно закрепленные физиологические реакции, способствует более быстрой перестройке возникающих при патологическом процессе компенсаций, обеспечивая жизнеспособность поврежденных систем. В процессе роста и развития мышечная система не только обеспечивает развитие и морфологическое совершенствование физиологических систем, но и способствует формированию быстрых ответных реакций восстановления любых отклонений от постоянного состава внутренней среды при мышечной работе.
Так, постоянное содержание углекислоты и кислорода в условиях мышечной деятельности сохраняется за счет соответствующего усиления легочной вентиляции, повышения эффективности использования кислорода из вентилируемого воздуха, увеличения объема и скорости кровотока. При заболевании ребенка и повреждении любой из указанных систем физические упражнения обеспечивают быстрое включение закрепившихся ранее приспособительных механизмов и тем самым способствуют компенсации нарушенной функции.
Так действуют специально подобранные физические упражнения при расстройстве дыхательной функции, недостаточность которой выражается, в частности, в гипервентиляции. Гипервентиляция при пневмонии, хотя и является приспособительной реакцией, связанной с недостаточным поступлением кислорода, из-за преимущественного поверхностного и резко учащенного дыхания не только не способствует уменьшению кислородной недостаточности, но даже усугубляет тяжесть состояния (из-за повышения расхода кислорода на работу дыхательных мышц и снижения доли альвеолярной вентиляции).
Поглаживающий массаж и пассивные физические упражнения, выполняемые медленном темпе, приводят к урежению дыхательных движений, углублению дыхания и увеличению альвеолярной вентиляции, тем самым резко усиливая компенсаторный эффект приспособительной реакции — одышки.
При сохраняющейся гипервентиляции в кровь поступает значительно больше кислорода и выделяется большее количество углекислоты. При недостаточности кровообращения, вызванной нарушениями сократительной способности миокарда (ревматизм, миокардит) компенсаторный эффект соответствующих средств лечебной физкультуры связан с усилением действия экстракардиальных факторов кровообращения: мышечного насоса, присасывающего действия дыхательных экскурсий грудной клетки и диафрагмы и др.
Использование механизма компенсаторного действия средств лечебной физкультуры наиболее эффективно при четком представлении о характере поражения функциональной системы и сущности ответных и компенсаторных реакций, развивающихся в ней при патологических состояниях. Углублению этих представлений способствуют функциональные исследования, проводимые в динамике. Они же позволяют определить эффективность подбора средств лечебной физкультуры.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т. д. Гимнастические упражнения специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость,…
Как средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют…
Вибрация включает такие приемы, при помощи которых в массируемой ткани возникают колебательные движения различной скорости и амплитуды. Слабая вибрация стимулирует двигательные функции, сильная же способствует понижению нервной возбудимости, а при определенной частоте оказывает обезболивающее действие, улучшая функцию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Вибрация производится непрерывно и прерывисто, ее можно осуществлять в продольном, поперечном направлении, зигзагообразно,…
Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….
Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…