Во время массажа
Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с механическим и химическим факторами изменениям микроциркуляции, лимфо- и кровоснабжения.
В коже под влиянием приемов массажа расширяются сосуды, уменьшается венозный застой, улучшается трофика, увеличивается функция сальных и потовых желез. Массаж способствует также слущиванию эпидермиса, повышению эластичности и упругости кожи. Под влиянием массажа увеличивается сократительная способность, сила и работоспособность мышц, нормализуется их тонус, восстанавливается эластичность. Определенные приемы массажа могут способствовать увеличению скорости восстановительных процессов в утомленных мышцах как за счет местных, так и общих рефлекторных реакций.
Массаж способствует увеличению эластичности и подвижности в суставах, связках, а также сухожилиях. Активируя секрецию синовиальной жидкости, он способствует местным и общим процессам лимфо- и кровоснабжения. В связи с этим массаж приводит к рассасыванию отеков и выпотов, а также ликвидации патологических изменений в суставах. На нервную систему ребенка массаж оказывает особенно выраженное действие через обширную рефлексогенную зону кожи.
От многочисленных рецепторных образований раздражение с поверхности кожи и глубжерасположенных тканей передается в нервные центры, изменяя, в зависимости от характера массажного воздействия, уровень возбудимости и скорость течения нервных процессов. По данным В. М. Андреевой и Н. А. Белой (1966), после массажа улучшаются показатели биоэлектрической активности головного мозга.
Доказано влияние массажа на вегетативную нервную систему. У детей раннего возраста поглаживающий массаж способствует повышению пониженной и уменьшению повышенной возбудимости. Сочетание массажа с гимнастическими упражнениями приводит к более быстрому образованию двигательных условных рефлексов. Благотворное влияние массажа на сердечнососудистую систему связано с расширением сосудов кожи и раскрытием добавочных капилляров, что способствует улучшению венозного тока и облегчению работы сердца.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…
Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…
Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…
Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…
К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…