Массаж в раннем возрасте
Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка.
Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка — гуления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует.
Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в коже и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоциональное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических упражнений, назначаемых при задержке моторного развития.
Массаж у детей раннего возраста используется и как средство отдыха, разгрузки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьшения физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы массажа и практические его приемы для детей первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Губерт, М. И. Фонаревым и др.
В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует развитие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов.
По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа — растирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее, у детей раннего возраста применяется поверхностное плоскостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока.
Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти массажиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образований. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, используется в основном поперечное разминание. Вибрация осуществляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной кисти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев — от 1 до 4.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…
Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…
Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…
Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…
С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…