Массаж в раннем возрасте

Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка — гуления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует.

Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в коже и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоциональное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических упражнений, назначаемых при задержке моторного развития.

Массаж у детей раннего возраста используется и как средство отдыха, разгрузки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьшения физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы массажа и практические его приемы для детей первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Губерт, М. И. Фонаревым и др.

В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует развитие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов.

По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа — растирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее, у детей раннего возраста применяется поверхностное плоскостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока.

Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти массажиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образований. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, используется в основном поперечное разминание. Вибрация осуществляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной кисти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев — от 1 до 4.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Лазание, так же как ходьба и бег, относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим лазание, ползание и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Двигательный навык ползания начинает развиваться на 5-м месяце…


Массаж — средство лечебной физкультуры, использующее местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений участков тела специальными приемами. Эти приемы выполняются руками массажиста или специальными аппаратами, вызывая в первую очередь возбуждение механорецепторов. К ним относятся распространенные по всему телу рецепторы кожи, раздражаемые прикосновением, давлением, ударами и пр., рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы) и рецепторы внутренних органов (интерорецепторы),…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Большую роль для поддержания нагрузки средней интенсивности играют упражнения циклического характера — ходьба, в дальнейшем бег и поскоки, у детей раннего и дошкольного возраста — лазание. Нагрузки средней интенсивности, адекватные возможностям больного организма, хорошо переносятся детьми, не вызывают субъективных жалоб, не сопровождаются появлением внешних признаков утомления. С помощью нагрузок средней интенсивности решаются лечебные задачи восстановления нарушенной…


К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, но он наблюдается не у всех детей, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений. Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, безусловно, учитываемых в…