Массаж в раннем возрасте

Применение массажа у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, связанных с его использованием в качестве средства физического воспитания у здоровых детей и более широкими возможностями сочетания с физическими упражнениями для решения лечебных задач при заболеваниях и травмах. Тактильные раздражения при массаже оказывают положительное влияние на развитие ребенка.

Так, психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение первых речевых реакций у ребенка — гуления, лепета. Это объясняется относительно ранним развитием проводящих путей кожного анализатора, в то время как зрительное и слуховое сосредоточение еще отсутствует.

Благотворное влияние приемов массажа на физиологические и биохимические процессы в коже и мышцах обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата к двигательным реакциям, а также ускоряет восстановительные процессы после мышечной работы, в связи с чем массаж может широко использоваться во вводной и заключительной частях занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста. Положительное эмоциональное действие массажа способствует более быстрому образованию условных двигательных рефлексов при выполнении гимнастических упражнений, назначаемых при задержке моторного развития.

Массаж у детей раннего возраста используется и как средство отдыха, разгрузки между упражнениями в тех случаях, когда другие способы уменьшения физической нагрузки неприменимы. Теоретические основы массажа и практические его приемы для детей первых 3 лет жизни разработаны под руководством действительного члена АМН проф. А. Ф. Тура его учениками и сотрудниками М. Г. Рысс, К. Д. Губерт, М. И. Фонаревым и др.

В первые 3 мес жизни ведущим приемом массажа является поглаживание, способствующее снижению повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и уравновешиванию сгибателей и разгибателей. Такое действие массажа активизирует развитие координированных двигательных реакций, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, а также развитие тонких ручных действий по захватыванию и удерживанию предметов.

По мере выравнивания тонуса мускулатуры и появления позных реакций включаются более энергичные приемы массажа — растирание, разминание и вибрация. Техника всех приемов массажа в раннем возрасте соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, так как следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей первых лет жизни. При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее, у детей раннего возраста применяется поверхностное плоскостное и охватывающее поглаживание по ходу лимфотока.

Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти массажиста со смещением кожи ребенка относительно подкожных образований. Направление массажных движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание. Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, используется в основном поперечное разминание. Вибрация осуществляется тыльной стороной полусогнутых пальцев расслабленной кисти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев — от 1 до 4.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизмаморфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического…


Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…


Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…