Дозировка физической нагрузки

Под этим термином подразумевают суммарные физиологические «затраты» организма больного ребенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений. В методике лечебной физкультуры дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств. Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в нужном направлении.

Физическая нагрузка зависит, с одной стороны, от количества производимой мышечной работы и ее интенсивности, а с другой — от нервно-психических реакций, степени умственного напряжения при выполнении движений или при объяснении и демонстрации упражнений, а также от уровня эмоциональных сдвигов.

Наиболее распространенными способами дозировки физической нагрузки являются длительность выполнения физических упражнений, подбор самих упражнений и подвижных игр, количество повторений, выбор исходных положений, применение отягощения и сопротивления, темп и ритм движений и т. д.

Основным фактором, определяющим степень мышечных усилий ребенка, является само упражнение, ибо физиологические сдвиги во время выполнения того или иного упражнения зависят от мышечной массы, осуществляющей движение. Энергетические затраты на мышечное сокращение при прочих равных условиях зависят от физиологического сечения 1 работающей мышцы.

Это учитывается в классификации физических упражнений по физиологическому принципу, когда они подразделяются на упражнения для средних, крупных или малых мышечных групп. Однако интенсивность физиологических сдвигов зависит не только от мышечной массы, но и от характера нервной регуляции и сопутствующих мышечной работе реакций.

Так, при упражнениях, при которых в работу вовлекаются крупные мышцы, физиологические сдвиги имеют общий характер и отмечаются во всех системах, связанных с мышечной деятельностью. При упражнениях для малых мышц физиологические и биохимические сдвиги преимущественно локальны.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы. Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся…


Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…