Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии

Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии

Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и ложатся из положения сидя.

В последней четверти года они встают, сохраняют равновесие в положении стоя без поддержки, приседают, начинают переступать в боковом направлении и вперед с поддержкой, а затем сознательно. Наконец, в конце 1-го — начале 2-го года жизни начинается самостоятельная ходьба. Происшедшие в развитии движений сдвиги находят отражение как в подборе средств лечебной физкультуры, так и в исходных положениях.

Ведущее место среди других упражнений занимают активные гимнастические, связанные с естественными движениями ребенка: повороты туловища вправо и влево из исходных положений на животе и на спине, ползание на четвереньках, в конце 1-го года жизни ходьба на четвереньках и при поддержке. Для детей, овладевших позой сидения и стояния, вводятся исходные положения сидя и стоя, но число их ограничивается индивидуальными возможностями ребенка.

Включаются упражнения в переходе из одного положения в другое: из положения лежа на животе в положение стоя на коленях и стоя при поддержке за руки, из положения лежа на спине в положение сидя и т. д. Сравнительно меньшее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются во вводной и заключительной частях занятия, если нет необходимости его введения по специальным показаниям и в основную часть. Пассивные, а в некоторых случаях и рефлекторные гимнастические упражнения включаются в занятия лечебной физкультурой при задержке в психомоторном развитии либо в связи с его извращением в результате болезни.

Общая длительность занятий на 1-м году жизни колеблется от 8 до 15 мин.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Начиная с конца 3-го месяца жизни у детей 1-го года может исчезать повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными, быстро развиваются движения рук, а вслед за ними и локомоторные реакции. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений. Пассивные гимнастические упражнения проводятся у детей по мере исчезновения…