Сегментарный массаж
Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга.
Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него. Применяя различные приемы лечебного массажа в соответствующих зонах, можно добиться изменения функции внутренних органов, двигательного аппарата, трофических процессов, обмена, секреторной деятельности и пр. А. Е. Щербак, один из основоположников отечественной физиотерапии, создал основы сегментарно-рефлекторного массажа и установил особое значение некоторых важных зон. Шейно-затылочная и верхнегрудная области с включением задней поверхности шеи, затылка, надплечий, верхней части груди и спины имеют название воротниковой зоны. Воздействие в этой зоне может вызвать функциональные изменения в ЦНС.
Массаж воротниковой зоны рекомендуется при расстройствах сна, гипертонии, наличии трофических нарушений верхних конечностей и др. Пояснично-крестцовая область охватывает кожу поясницы, ягодиц, нижней половины живота и верхней трети передней поверхности бедер. Поясничный массаж применяется при сосудистых заболеваниях, травмах нижних конечностей и других состояниях.
При выполнении сегментарного массажа, в основном в зонах Захарьина — Геда, используются все основные приемы общего массажа поглаживание, растирание, разминание и вибрация, — а также и вспомогательные. Для оказания большего влияния на ЦНС и соответствующие органы и системы сегментарный массаж выполняют паравертебрально в области воротниковой или поясничной зоны. Он производится от нижележащих к вышележащим сегментам спинного мозга, приемы выполняются легко, ритмично, без грубых усилий.
«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев
К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения (ползание, ходьба, бег), прыжки, метание, лазание, используемые в естественных условиях. В лечебной физкультуре формирование навыков основных движений осуществляется при необходимости ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Включение основных движений в содержание…
Сюжетные подвижные игры связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и г. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несюжетные подвижные игры содержат двигательное задание, их цель: быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся…
Закаливание — целенаправленное воздействие на организм ребенка физических факторов окружающей среды для повышения неспецифической сопротивляемости путем адаптации к неблагоприятному влиянию пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, атмосферного давления, солнечной радиации. Физиологическую основу закаливания составляют реакции перестройки обмена веществ и вегетативных функций в ответ на действие физического фактора и направленные на адаптацию организма при сохранении его…
Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличить физическую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с возможностями больного и пораженных органов, распределять усилия. Это тем более важно, что интенсивность мышечной работы и физиологических сдвигов зависит от субъективных ощущений самого больного, уровня его адаптации к физической нагрузке. Поэтому одна и та же по количеству физических…
При восстановлении движений, обучении детей общеразвивающим гимнастическим упражнениям применяется метод показа движений инструктором с одновременной командой, затем совместного выполнения упражнения инструктором и детьми. По-прежнему важную роль в проведении занятий играют пособия и яркие игрушки. Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает…