Подбор средств лечебной физкультуры

Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему.

Детализация такого подбора при каждой нозологической форме составляет основу частной методики лечебной физкультуры. В общем же виде подбор средств лечебной физкультуры осуществляется в соответствии с лечебными задачами, с учетом возраста больного и особенностей его психомоторного развития. Подбор средств лечебной физической культуры в соответствии с лечебными задачами.

По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данной формы патологии, данного сочетания морфофункциональных изменений, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т. д., встречающиеся, как правило, у детей при многих заболеваниях. Для первой группы (специальные задачи) средства лечебной физкультуры подбираются с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия.

Таково специфическое действие специально подобранных дыхательных упражнений на функциональную систему дыхания или избирательного массажа на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервацией. Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия, причем важно, что лечебный эффект проявляется во всем организме. Чаще всего используются физические упражнения общеразвивающего характера, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения.

Для методики лечебной физкультуры в детском возрасте характерно и специфично сочетание общего и местного действия. Многолетний опыт применения лечебной физкультуры в детской клинике показывает, что эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолированном использовании специальных средств. Так, специальные упражнения для увеличения подвижности пораженных суставов при инфектартритах иногда приводят к усилению болевых контрактур, если они применяются по неправильной методике так называемой «разработки», без сочетания с другими физическими упражнениями.

Более того, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто только благодаря применению упражнений, дающих общефизиологический эффект. В качестве иллюстрации этого положения можно привести наступающую нормализацию некоторых показателей дыхания под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Средства лечебной физкультуры и формы их применения в школьном возрасте используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35-45 мин (школьный урок). Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для продолжающегося формирования двигательных навыков и улучшения их качества: наличие отдельного хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних…


Инструктор по лечебной физкультуре — медицинский работник, непосредственно осуществляющий врачебные назначения по лечебной физкультуре больным детям. Подготовка инструкторов для детских больниц, поликлиник, санаториев и других учреждений производится из лиц, имеющих среднее медицинское образование или окончивших техникум физической культуры, на курсах первичной специализации и усовершенствования медицинских кадров. Подобные курсы организуют областные или городские отделы здравоохранения, исходя…


На основании графика физиологической кривой можно сделать вывод (при соответствии нагрузки возможностям больного ребенка) о правильности распределения нагрузки во вводной, основной и заключительный частях, об ее интенсивности. Для решения вопроса о том, насколько эти данные достоверны, необходимы наблюдения за реакцией ребенка на занятие и регистрация возможных внешних признаков утомления, к которым относятся изменения окраски кожных…


Спортивные виды физических упражнений объединяют большую группу упражнений, связанных с различными спортивными занятиями, но с воспитательной и лечебной целью преимущественно использующих технику спортивных движений. При этом сохраняются эмоциональная их окраска, воздействие на психику ребенка красоты спортивных упражнений. При их выборе учитывается возможность дозировки физической нагрузки, исключающая свойственные спорту максимальные и предельные напряжения. Этот вид спортивных…


Лечебный массаж применяется в клинической практике в различных лечебно-профилактических учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение) при разных заболеваниях, являясь составной частью комплексного лечения. Каждая разновидность лечебного массажа отличается от других использованием определенных приемов и методики их применения в связи с поставленной лечебной задачей, что определяет его оптимальную эффективность при тех или иных заболеваниях. Общий лечебный массаж…