Подбор средств лечебной физкультуры

Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему.

Детализация такого подбора при каждой нозологической форме составляет основу частной методики лечебной физкультуры. В общем же виде подбор средств лечебной физкультуры осуществляется в соответствии с лечебными задачами, с учетом возраста больного и особенностей его психомоторного развития. Подбор средств лечебной физической культуры в соответствии с лечебными задачами.

По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данной формы патологии, данного сочетания морфофункциональных изменений, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т. д., встречающиеся, как правило, у детей при многих заболеваниях. Для первой группы (специальные задачи) средства лечебной физкультуры подбираются с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия.

Таково специфическое действие специально подобранных дыхательных упражнений на функциональную систему дыхания или избирательного массажа на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервацией. Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия, причем важно, что лечебный эффект проявляется во всем организме. Чаще всего используются физические упражнения общеразвивающего характера, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения.

Для методики лечебной физкультуры в детском возрасте характерно и специфично сочетание общего и местного действия. Многолетний опыт применения лечебной физкультуры в детской клинике показывает, что эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолированном использовании специальных средств. Так, специальные упражнения для увеличения подвижности пораженных суставов при инфектартритах иногда приводят к усилению болевых контрактур, если они применяются по неправильной методике так называемой «разработки», без сочетания с другими физическими упражнениями.

Более того, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто только благодаря применению упражнений, дающих общефизиологический эффект. В качестве иллюстрации этого положения можно привести наступающую нормализацию некоторых показателей дыхания под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич)….


Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для детей раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером…


Все ткани, органы и системы организма человека представляют единое целое и находятся в определенных взаимоотношениях. В связи с этим любое заболевание обязательно вызывает рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, преимущественно иннервируемых из одних и тех же сегментов спинного мозга. Рефлекторные изменения могут возникать в любой ткани, поддерживая первичный очаг патологии и влияя на него….


Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе и лечебной физкультуры) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы….


Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные — лежа на спине, животе, боку. Во 2-м полугодии 1-го года жизни психомоторное развитие ребенка характеризуется освоением поз сидения и стояния, на 7-м месяце жизни дети хорошо ползают на четвереньках, в период от 7 до 9 мес самостоятельно садятся из положения лежа и…