Подбор средств лечебной физкультуры

Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему.

Детализация такого подбора при каждой нозологической форме составляет основу частной методики лечебной физкультуры. В общем же виде подбор средств лечебной физкультуры осуществляется в соответствии с лечебными задачами, с учетом возраста больного и особенностей его психомоторного развития. Подбор средств лечебной физической культуры в соответствии с лечебными задачами.

По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данной формы патологии, данного сочетания морфофункциональных изменений, и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т. д., встречающиеся, как правило, у детей при многих заболеваниях. Для первой группы (специальные задачи) средства лечебной физкультуры подбираются с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия.

Таково специфическое действие специально подобранных дыхательных упражнений на функциональную систему дыхания или избирательного массажа на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервацией. Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия, причем важно, что лечебный эффект проявляется во всем организме. Чаще всего используются физические упражнения общеразвивающего характера, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания с учетом особенностей лечебно-профилактического учреждения.

Для методики лечебной физкультуры в детском возрасте характерно и специфично сочетание общего и местного действия. Многолетний опыт применения лечебной физкультуры в детской клинике показывает, что эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолированном использовании специальных средств. Так, специальные упражнения для увеличения подвижности пораженных суставов при инфектартритах иногда приводят к усилению болевых контрактур, если они применяются по неправильной методике так называемой «разработки», без сочетания с другими физическими упражнениями.

Более того, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто только благодаря применению упражнений, дающих общефизиологический эффект. В качестве иллюстрации этого положения можно привести наступающую нормализацию некоторых показателей дыхания под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т. е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Положение стоп при беге по сравнению с ходьбой менее развернутое, более выражена перекрестная координация движений рук и ног. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году, когда может быть зафиксирована фаза полета….


Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту детей. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или…


При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов. К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности…


Суммарная физическая нагрузка при выполнении всех упражнений и подвижных игр во время проведения занятий либо других форм лечебной физкультуры по своей интенсивности делится на три степени: малую, среднюю и большую. Малая нагрузка достигается использованием в занятиях хорошо знакомых ребенку и освоенных элементарных движений за счет малых и средних мышечных групп. Число повторений — не более 3-4,…


На 6—7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп, перекат с пятки на носок, движения рук приближаются к физиологической норме. Дефекты ходьбы у больных детей либо при задержке физического развития у детей старшего дошкольного возраста особенно заметны, так как…