Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика (утренняя гигиеническая гимнастика, утренняя зарядка) — форма применения лечебной физкультуры, обеспечивающая плавный переход от сна к бодрствованию, организующее и стимулирующее воздействие на детский организм. Она проводится в соответствии с режимом дня детского отделения больницы, санатория или реабилитационного центра в специально отведенные часы.

Во время утренней гимнастики обычно объединяются дети близких возрастных групп, находящиеся на одинаковом лечебно-охранительном режиме, так как частные лечебные задачи в обычной зарядке не решаются, что позволяет одновременно заниматься с детьми, переносящими различные заболевания. Лишь в специализированных стационаpax (кардиологических, нефрологических, пульмонологических) во время утренней гимнастики можно решать и некоторые частные задачи.

Утренняя гимнастика включает гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера.

Для детей раннего возраста, с которыми проведение гимнастики возможно начиная со 2-го года жизни, в утреннюю зарядку включается от 4 до 6 упражнений, хорошо изученных всеми детьми. Разучивание их производится во время индивидуальных или малогрупповых занятий, кроме того, учитывается предшествующий двигательный опыт. Активное внимание и интерес у детей поддерживается игровым оформлением зарядки в виде рассказов, доступных для понимания детьми раннего возраста, и иллюстрирующих рассказ движений.

Для детей дошкольного возраста утренняя гимнастика включает построение в шеренгу или колонну, затем ходьбу и ее варианты, общеразвивающие упражнения с охватом всех основных мышечных групп. Обычно после ходьбы назначаются динамические дыхательные упражнения с потягиванием, затем упражнения для мышц верхних конечностей, туловища — в виде поворотов, наклонов и т. п., упражнения для нижних конечностей. Заканчивается гимнастика упражнениями на координацию движений и ходьбой. Общее количество упражнений, включаемых в гигиеническую утреннюю гимнастику, не превышает 6 для детей дошкольного возраста и 8—10 для детей школьного возраста.

Исходное положение для большинства упражнений — стоя.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Катание на коньках — циклический вид спортивного движения, при котором в работу вовлекаются преимущественно мышцы нижних конечностей. Коньки обычно используются в лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа, их применение способствует улучшению координации движений, закаливанию, повышению физической работоспособности, а также воспитанию двигательных качеств и воли ребенка. Упражнения в передвижении на коньках используют при наличии соответствующих гигиенических условий, точно…


К массажисту предъявляются следующие требования: знание особенностей заболевания и понимание поставленных лечебных задач, безупречное владение техникой массажа, развитие тактильной чувствительности и тонкости осязания для определения состояния кожи, подкожных образований и тонуса мышц и их изменения под влиянием массажа. При выполнении приемов нужно придать массируемой части тела наиболее выгодное положение, обеспечивающее сближение начала и прикрепления массируемых…


Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизмаморфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического…


В некоторых случаях, особенно при проведении гимнастики в зале, целесообразно использование исходного положения лежа. Некоторые особенности отличают утреннюю гимнастику, проводимую с детьми, находящимися на постельном режиме в однопрофильных стационарах и травматологических отделениях. В этом случае она решает и частные лечебные задачи с включением соответствующих средств. Начинают гимнастику с такими детьми дисциплинирующей командой, сосредоточивая их внимание….


Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, флажками и т. п.). Из других видов физических упражнений для занятий с детьми школьного возраста используются упражнения в развитии основных движений. Лазание и перелезание осуществляются с помощью гимнастической стенки, скамейки, наклонных лестниц, а во время занятий в реабилитационных центрах и санаторных учреждениях —…