Терморегуляция

При холодовом воздействии воздуха или воды адаптивные реакции направлены на сохранение постоянства температуры внутренней среды. Терморегуляция представляет собою сложный физиологический процесс, состоящий из физического и химического компонентов.

К физической терморегуляции относится сохранение температуры тела за счет регулирования теплоотдачи с помощью сосудистых реакций кожи и внутренних органов. При расширении кожных сосудов увеличиваются приток крови к поверхности тела и отдача тепла путем проведения (конвекции), излучения и испарения, тем самым обеспечиваются предохранение организма от перегревания и сохранение постоянства температуры внутренней среды.

Если возможности отдачи тепла физическим путем исчерпываются, подключается механизм химической теплорегуляции, т. е. снижение интенсивности окислительно-восстановительных реакций. При снижении температуры окружающей среды теплоотдача через кожу уменьшается путем сужения ее сосудов, а химическая теплопродукция увеличивается.

Закаливание по отношению к холоду тренирует процессы терморегуляции, благодаря чему у закаленного ребенка сосудистые и иные реакции протекают с большей скоростью и четкостью, обеспечивая сохранение теплового баланса организма. Терморегуляция у детей имеет ряд особенностей, обусловливающих своеобразие закаливания. В первые месяцы жизни отмечаются повышенная термолабильность, малый диапазон температурных колебаний, при которых они сохраняют нормальную температуру тела, поэтому легко наступают перегревание и переохлаждение.

Терморегуляция организма детей раннего возраста достигается преимущественно за счет химического компонента, интенсификации окислительных процессов, в то время как физическая теплорегуляция несовершенна. При этом следует учесть, что у детей относительно большая поверхность кожи и относительно большое число капилляров в ней. Так, у новорожденного ребенка на 1 кг массы тела приходится 704 см2 поверхности кожи, в то время как в 6 лет — 426 см2, а у взрослого — 291 см2.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Строевые упражнения — физические упражнения, способствующие организации действий детей в коллективе при проведении различных форм лечебной физкультуры и физического воспитания. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты используются для организованного и быстрого размещения детей в кабинете лечебной физкультуры, приучают их к определенному порядку и согласованию действий с действиями других детей. Строевые упражнения способствуют формированию правильной осанки и…


Гигиенический массаж Гигиенический массаж используется для общеукрепляющего действия на организм, профилактики заболеваний. Применяется чаще всего в виде общего массажа. Косметический массаж, направленный на уход за кожей шеи, лица и пр., для предупреждения преждевременного ее старения, с использованием специальных приемов, является разновидностью гигиенического массажа. Спортивный массаж Спортивный массаж применяется с учетом особенностей отдельных видов спорта, гимнастики…


Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже…


С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на три части. В первой, вводной части, осуществляются подготовка к повышенному уровню нагрузки, необходимая сонастроенность функциональных систем организма, обеспечивающая наилучшее действие средств лечебной физкультуры. С помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация детей, сосредоточение их внимания, необходимый…


Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют…