Для уменьшения физической нагрузки

Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи.

Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу мышц брюшного пресса, осуществляющих наклон.

Уменьшение мышечного усилия при выполнении упражнений может быть достигнуто и другим способом: изменением силы трения. Для этого используют катящиеся платформочки, скользкие поверхности, туго натянутую простыню, подвешивание на блоках, на которые укладывается конечность. Важное значение для степени напряжения работающих мышц и суммарной физической нагрузки имеет исходное положение. При этом следует учитывать статические мышечные усилия для сохранения соответствующей позы и взаиморасположения сегментов тела и интенсивность динамической мышечной работы при выполнении движений.

В ряде случаев исходное положение, сохраняемое ребенком, вызывает большие физиологические сдвиги, чем само упражнение. Например, выполнение упражнений для верхних конечностей из исходного положения стоя или сидя ребенком раннего возраста. Исходное положение способствует уменьшению или увеличению мышечной работы при выполнении упражнения в зависимости от того, совпадает или нет траектория движения сегмента тела с силой тяжести.

Степень физической нагрузки, получаемой ребенком во время мышечной работы, зависит от темпа и ритма движений. Более быстрый темп позволяет в единицу времени выполнить большее число упражнений, а следовательно, получить и большую нагрузку. В то же время следует принимать во внимание большую физиологическую нагрузку при однократном выполнении упражнений с вовлечением крупных мышц в медленном темпе и меньшую при тех же упражнениях в быстром темпе.

Один из простейших способов изменения нагрузки — по времени, занимаемому физическими упражнениями и другими средствами лечебной физкультуры. Этот способ не учитывает содержание занятия, подбор упражнений, подвижных игр и т. д. Как правило, общая продолжительность занятий увеличивается по мере выздоровления ребенка, с переходом от одного двигательного режима к другому. Длительность применения средств лечебной физкультуры изменяется с возрастом больных.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжках отсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнения составляет единое движение, в котором можно различить три фазы: подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную — отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуются сложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилий с…


Во время массажа на организм ребенка действуют не только механические раздражения, но и тепло рук массажиста, а сам характер механического воздействия может изменяться в зависимости от силы надавливания, направления движения и т. д. Механическое и тепловое воздействие на ткани массируемой области приводит к образованию в них биологически активных веществ типа гистамина, ацетилхолина, к связанным с…


Воздух — наиболее привычный, постоянно действующий фактор окружающей среды. Физические свойства воздуха, его газовый и ионный состав, температура оказывают определенное действие на организм ребенка, используемое при закаливании. Его начинают с воздушных ванн в помещении при температуре для детей до года 22 °С, от 1 года до 3 —20—21 °С, до 7 лет- 18 — 20…


Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим дня. В детских лечебно-профилактических учреждениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения и элементы лечебной физкультуры, включаемые в другие виды двигательной активности ребенка. При применении всех…


С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т. п. У детей 5 —7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж), в связи с чем объяснение предстоящих действий уже…