Для уменьшения физической нагрузки

Для уменьшения физической нагрузки, облегчения мышечных усилий в методике лечебной физкультуры используются приемы облегчения и помощи.

Наиболее простой из них — это помощь самого инструктора, поддерживающего конечность. Распространенный прием облегчения при упражнениях для туловища и конечностей — за счет использования силы тяжести в направлении движения. Например, наклон туловища вперед из исходного положения стоя облегчает работу мышц брюшного пресса, осуществляющих наклон.

Уменьшение мышечного усилия при выполнении упражнений может быть достигнуто и другим способом: изменением силы трения. Для этого используют катящиеся платформочки, скользкие поверхности, туго натянутую простыню, подвешивание на блоках, на которые укладывается конечность. Важное значение для степени напряжения работающих мышц и суммарной физической нагрузки имеет исходное положение. При этом следует учитывать статические мышечные усилия для сохранения соответствующей позы и взаиморасположения сегментов тела и интенсивность динамической мышечной работы при выполнении движений.

В ряде случаев исходное положение, сохраняемое ребенком, вызывает большие физиологические сдвиги, чем само упражнение. Например, выполнение упражнений для верхних конечностей из исходного положения стоя или сидя ребенком раннего возраста. Исходное положение способствует уменьшению или увеличению мышечной работы при выполнении упражнения в зависимости от того, совпадает или нет траектория движения сегмента тела с силой тяжести.

Степень физической нагрузки, получаемой ребенком во время мышечной работы, зависит от темпа и ритма движений. Более быстрый темп позволяет в единицу времени выполнить большее число упражнений, а следовательно, получить и большую нагрузку. В то же время следует принимать во внимание большую физиологическую нагрузку при однократном выполнении упражнений с вовлечением крупных мышц в медленном темпе и меньшую при тех же упражнениях в быстром темпе.

Один из простейших способов изменения нагрузки — по времени, занимаемому физическими упражнениями и другими средствами лечебной физкультуры. Этот способ не учитывает содержание занятия, подбор упражнений, подвижных игр и т. д. Как правило, общая продолжительность занятий увеличивается по мере выздоровления ребенка, с переходом от одного двигательного режима к другому. Длительность применения средств лечебной физкультуры изменяется с возрастом больных.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Закаливание водой — более энергичное воздействие, начинают его, как правило, после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры разделяются на местные и общие. Для тех и других вода охлаждается постепенно, первые процедуры проводятся водой индифферентной температуры. У больных детей особенно важны постепенность и систематичность увеличения холодового действия воды, учитывая ее большую теплопроводность (в 30 раз больше,…


Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…


Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…