Методики рефлекторно-сегментарного массажа

Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха.

Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих же положений придерживаются О. Глезер и В. Далихо (1965). Однако они применяют все основные приемы общего массажа и дополняют их специальными — сверлением, пилением.

Рекомендуя использовать зоны Захарьина — Геда, авторы считают положительным моментом ощущение глубокого прогревания тканей при помощи массажа, сохраняющегося в течение нескольких часов. При наличии гипертонуса мышц авторы предлагают применять приемы легкой вибрации и сверления. После выполнения приема сверления применяют массаж отдельных участков тела (лопаточная область, область таза, конечности).

Другие авторы [Бортфельд С. А. и др., 1979] для расслабления мышц плечевого и тазового пояса рекомендуют втирание паравертебрально (по месту выхода нервных стволов) мази доктора В. М. Питана (ланолин, персиковое масло по 45 частей и анестезин — 10 частей), что помогает уменьшить поток патологической импульсации и создать благоприятные условия для восстановления координации движений.

Применяются: растирание, а затем с некоторым давлением глубокое растирание массируемого участка до состояния выраженного прогревания. В заключение рекомендуется производить легкую вибрацию по сегментарным точкам или на всем протяжении массируемой зоны, заканчивая ее легким поглаживанием. После процедуры необходимо одеть больного, чтобы дольше сохранить тепло. Сегментарный массаж всех видов при нарушениях двигательных функций необходимо сочетать с занятиями физическими упражнениями для закрепления полученных результатов.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Метание — движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание, бросание и ловля предметов способствуют развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений. Подготовительными к развитию двигательного навыка метания движениями являются бросание, катание мяча или других предметов. Развитие навыка начинается со 2-го полугодия жизни, когда ребенок выпускает из…


При этом, как правило, уровень артериального давления и частота сердечных сокращений существенно не увеличиваются, наоборот, наблюдаются урежение сердечного ритма, уменьшение периферического сопротивления. Даже легкие приемы массажа значительно ускоряют передвижение лимфы по сосудам и приток питательных веществ к тканям массируемого участка. Влияние массажа на лимфоток, уровень лимфоснабжения тканей объясняют трофический эффект, ибо лимфа обеспечивает тонкие процессы…


Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой…


Исходя из лечебных задач и состава больных, занятия можно проводить индивидуально, групповым или малогрупповым способом. Индивидуальное занятие включает в определенном порядке и в соответствии с лечебными целями все показанные данному ребенку средства: массаж, гимнастические упражнения, игры. В зависимости от возможностей лечебного учреждения и характера патологического процесса оно может проводиться в боксе, палате или специально оборудованном…


Содержание остальных форм лечебной физкультуры в детских лечебных и лечебно-профилактических учреждениях у детей дошкольного возраста тесно связывается с содержанием специальных занятий. Физические упражнения и подвижные игры, включаемые в содержание прогулок и в периоды бодрствования и самостоятельных занятий под наблюдением воспитателя, подбираются так, чтобы создать определенный двигательный опыт, способствовать закреплению двигательных навыков, точность которых определяется структурой…