Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста средств врачу и инструктору лечебной физкультуры необходимы обширные знания в области возрастной физиологии и прежде всего физиологии движений. Во избежание ошибок в выборе средств лечебной физкультуры можно рекомендовать последовательный анализ физических упражнений, массажа, подвижных игр сначала по лечебным задачам, а затем по возрасту ребенка.

Отобранные таким образом средства должны быть дополнены упражнениями, нужными для тренировки имеющихся у ребенка двигательных навыков (для детей раннего возраста — ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д., для детей старших возрастов – навыка осанки, ходьбы, бега, метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.

Весьма важен подбор средств лечебной физкультуры с учетом психомоторного развития, нередко отклоняющегося в связи с болезнью ребенка от возрастной нормы. Врач и инструктор не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления этого двигательного навыка. Например, использование ходьбы как циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется включением ползания на четвереньках.

Этот локомоторный акт также представляет собою движение циклического типа и в то же время, способствуя укреплению соответствующих мышечных групп, дает возможность подготовки опорно-двигательного аппарата к ходьбе. В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений назначают физические упражнения с переходом в вертикальное положение, приседания, наклоны туловища из исходного положения стоя, при хорошей опорной реакции — ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельно.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения в расслаблении — гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а…


Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая…


Существуют и другие методики рефлекторно-сегментарного массажа. Большое распространение получила методика Н. Leube, Е. Dicke (1948). Техника массажа, предложенная этими авторами, в основном ограничена приемом растирания в виде штриха. Авторами установлен ряд правил: начинать массаж с места выхода нервных стволов на спине, задняя и передняя поверхности туловища массируются по направлению к позвоночнику и т. д. Этих…


Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на пораженный орган или систему. Детализация такого…


На 2-м году у ребенка происходят значительные сдвиги в развитии речи, он овладевает элементарными навыками основных движений и способами действий с предметами. Между 1 годом и 1 годом 6 мес развивается ходьба; она характеризуется множеством сопутствующих движений рук, раскачиванием туловища, наклоном его вперёд, согнутыми в коленях ногами, короткими и неравномерными шагами, быстрой потерей равновесия. Ползание…