Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста средств врачу и инструктору лечебной физкультуры необходимы обширные знания в области возрастной физиологии и прежде всего физиологии движений. Во избежание ошибок в выборе средств лечебной физкультуры можно рекомендовать последовательный анализ физических упражнений, массажа, подвижных игр сначала по лечебным задачам, а затем по возрасту ребенка.

Отобранные таким образом средства должны быть дополнены упражнениями, нужными для тренировки имеющихся у ребенка двигательных навыков (для детей раннего возраста — ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д., для детей старших возрастов – навыка осанки, ходьбы, бега, метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.

Весьма важен подбор средств лечебной физкультуры с учетом психомоторного развития, нередко отклоняющегося в связи с болезнью ребенка от возрастной нормы. Врач и инструктор не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления этого двигательного навыка. Например, использование ходьбы как циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется включением ползания на четвереньках.

Этот локомоторный акт также представляет собою движение циклического типа и в то же время, способствуя укреплению соответствующих мышечных групп, дает возможность подготовки опорно-двигательного аппарата к ходьбе. В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений назначают физические упражнения с переходом в вертикальное положение, приседания, наклоны туловища из исходного положения стоя, при хорошей опорной реакции — ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельно.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения. К силовым относятся такие, при которых величина мышечного напряжения достигает 70% от максимально возможного. При скоростных упражнениях мышечное напряжение не превышает 20 % максимального, но зато проводится в быстром темпе. Реже у детей используются статические силовые упражнения, однако они весьма…


Игры большой подвижности сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко используются на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним относятся широко известные детям «пятнашки», или «салки», «кошки-мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др. Эмоции, возникающие у детей во время подвижных игр,…


Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей вместо иглоукалывания применяли надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В настоящее время ряд авторов из разных стран для улучшения функций опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей, у больных и спортсменов рекомендуют применение точечного массажа по так называемым БАТ. Являясь разновидностью чжень-цзю-терапии,…


Под этим термином подразумевают суммарные физиологические «затраты» организма больного ребенка на мышечную работу при выполнении физических упражнений. В методике лечебной физкультуры дозировка физической нагрузки занимает ведущее место, во многом определяя лечебный эффект от подобранных средств. Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в нужном направлении. Физическая…


На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях), происходит дальнейшее развитие навыков основных движений ходьбы, лазания, бросания и метания, возникают бег, новые элементы прыжка: дети спрыгивают с небольшой высоты, три подпрыгивании вверх слегка отрывают ноги от опоры. Основными формами лечебной физкультуры с детьми на 3-м году жизни уже становятся специальное занятие…