Главная / Семья / Справочник по детской лечебной физкультуре / Основы детской лечебной физкультуры / Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Подбор средств в соответствии с возрастными особенностями больного

Это важнейшее правило методики лечебной физкультуры в детской клинике. Благодаря такому подбору удается предупредить возможную задержку в развитии двигательной сферы ребенка, обеспечить соответствие средств лечебной физкультуры важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту должны подбираться не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Для правильного подбора и анализа намечаемых с точки зрения возраста средств врачу и инструктору лечебной физкультуры необходимы обширные знания в области возрастной физиологии и прежде всего физиологии движений. Во избежание ошибок в выборе средств лечебной физкультуры можно рекомендовать последовательный анализ физических упражнений, массажа, подвижных игр сначала по лечебным задачам, а затем по возрасту ребенка.

Отобранные таким образом средства должны быть дополнены упражнениями, нужными для тренировки имеющихся у ребенка двигательных навыков (для детей раннего возраста — ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д., для детей старших возрастов — навыка осанки, ходьбы, бега, метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.

Весьма важен подбор средств лечебной физкультуры с учетом психомоторного развития, нередко отклоняющегося в связи с болезнью ребенка от возрастной нормы. Врач и инструктор не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления этого двигательного навыка. Например, использование ходьбы как циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется включением ползания на четвереньках.

Этот локомоторный акт также представляет собою движение циклического типа и в то же время, способствуя укреплению соответствующих мышечных групп, дает возможность подготовки опорно-двигательного аппарата к ходьбе. В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений назначают физические упражнения с переходом в вертикальное положение, приседания, наклоны туловища из исходного положения стоя, при хорошей опорной реакции — ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельно.

«Справочник по детской лечебной физкультуре», М.И.Фонарев

В практической деятельности педиатр, специалист по детской лечебной физкультуре, методист и инструктор имеют дело с наиболее сложной человеческой личностью — развивающимся в конкретных условиях социальной и биологической среды организмом. Сами средства физической культуры, применяемые по отношению к больному ребенку, представляют собой факторы не только терапевтического, но и воспитательного воздействия, что нередко бывает значительно шире и…


Езда на велосипеде представляет собой скоростно-силовое упражнение, оказывающее сильное воздействие на детский организм в связи со значительной физической нагрузкой. При соответствующем возможностям больного соотношении скорости вращения педалей и расстояния циклическая мышечная работа во время езды сопровождается устойчивой деятельностью физиологических систем, позволяя использовать велосипед для увеличения физической работоспособности. Катание на велосипеде может включаться в режим для…


Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы, оно усиливает кровообращение массируемого участка, улучшает питание тканей, эластичность и сократительную способность мышц. Продольное разминание производится по ходу мышечных волокон, при этом мышца как бы ущемляется между тенаром и гипотенаром. Разминание применяется для массажа краев крупных мышц, мышц конечностей, плечевого пояса и туловища, может быть непрерывным или…


Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы…


Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий, при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, допущенными к уходу за больным, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений. Как известно, у детей первых 3 мес жизни при нормальном развитии наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению…