Постель

С первых дней жизни малышу необходима отдельная кровать. Она должна быть удобной, иметь боковые стенки с частыми перекладинами, легко опускающиеся. Не рекомендуется завешивать и заставлять кровать, а также пользоваться коляской как первой постелью ребенка, ибо вместе с ней вносится с улицы пыль и она пропускает мало воздуха.

Рядом с кроватью ставят стол или стул-шкафчик для пеленания и хранения белья, предметов индивидуального ухода за малышом. Для пеленания можно использовать обычный стол, покрытый байковым одеялом, а сверху простыней. Детское белье можно хранить и в общем бельевом шкафу, но обязательно выделив для него отдельный ящик или полку.

Детский матрац набивают таким материалом, который легко можно мыть или менять, например конским волосом, морской травой, предварительно их вымыв и просушив. Матрацы, набитые ватой или пухом, легко ведут к перегреванию малыша. Чтобы предохранить матрац от влаги, его покрывают клеенкой, которая завязывается тесемками на обратной стороне, а затем уже простыней, на которую кладут еще одну маленькую клеенку, в свою очередь покрытую бумазейной пеленкой. Ребенку до 3летнего возраста под голову ничего не подкладывают, позднее можно положить легкую тонкую подушку, набитую лучше всего конским волосом.

Все без исключения дети должны спать на матраце, положенном на деревянный щит. Тогда они, как правило, лежат на спине. Если же кровать имеет пружины, дети спят, свернувшись «калачиком», что ведет к искривлению позвоночника или образованию «круглой спины» — сутулости. Во время бодрствования такой щит, покрытый клеенкой, используют как манеж, в котором ребенок сможет лежать на животе, а потом сидеть и стоять.

Для развития движений, подготавливающих малыша к ползанию, и самого ползания с 3 — 5 нед и до того времени, пока он сам не научится переворачиваться, его выкладывают на живот перед кормлением и через 20 — 30 мин после него.

Лежать на животе ему полезно столько, сколько он может удерживать головку в этом положении: малютка — всего несколько мгновений, дети постарше — довольно длительное время.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижений температуры, внимательное наблюдение за ребенком как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей. Так же как и…


Температура воды для обливания после гигиенической ванны сначала равна 36 °С, а затем через 2 — 3 дня, снижая ежедневно на один градус, ее доводят до 28 °С. Нужно внимательно наблюдать за самочувствием ребенка во время и после обливаний и в случае необходимости приостановить снижение температуры воды или совсем отказаться от этой процедуры. Летом гигиеническую…


Обтирания начинают, когда ребенку исполнится 6 мес. Эта довольно нежная и наиболее простая водная процедура также требует постепенности в снижении температуры воды. До обтирания водой в течение 7 — 10 дней делают растирания рукавичкой из фланели рук и ног ребенка по направлению к сердцу, затем шеи, груди, живота и поверхности тела сзади. Начинают обтирания теплой…


Общее обливание и душ

Общее обливание и душ — более сильные закаливающие процедуры. Обливания начинают с годовалого возраста, а душ в виде ежедневной процедуры — не раньше полутора лет. В жаркое время года обливания полезны даже грудным детям, так как они, кроме закаливания, еще и предупреждают перегревание. Если обливания или душ проводят в холодную пору, ребенка приучают к ним…


Купание

Купание — одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы купание не принесло вреда, приступать к нему можно после того, как ребенка уже несколько раз обливали водой или он принимал душ. Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего возраста,…