Гимнастика

У ребенка нет ни одного органа или системы, деятельность которых не активизировалась бы под влиянием физических упражнений. Совершая различные динамические (связанные с движениями) упражнения, дети развиваются более быстро и гармонично по сравнению с теми, кто малоподвижен.

Для выработки правильной осанки следует с самого раннего возраста тренировать опорно-двигательный аппарат. Физическую нагрузку при этом увеличивают постепенно, равномерно распределяя ее по различным группам мышц.

Основная задача гимнастики в раннем возрасте — развитие правильных движений, о которых рассказывается при описании различных комплексов упражнений. При этом важно комбинировать работу многих групп мышц и не менее двух суставов, что соответствует характеру естественных движений ребенка — ползанию, «скользящему шагу» и др.

Упражнения для детей грудного возраста делятся на:

  • пассивные, производимые не ребенком, а взрослым. При этом используют естественные движения малыша — сгибание, разгибание и т. д.;
  • рефлекторные, обусловленные возникающим рефлексом в ответ на раздражение чувствительных нервных окончаний кожи и мышц (разгибание позвоночника при проведении пальцами по длинным мышцам спины и т. п.);
  • пассивно-активные, которые ребенок выполняет как бы самостоятельно, но с помощью взрослого. К ним относятся, например, присаживание при подтягивании за согнутые в локтях руки и другие движения;
  • активные — произвольные движения, которые малыш делает самостоятельно по заданию занимающегося с ним взрослого.

Гимнастику и массаж проводят в хорошо проветренной комнате при. температуре воздуха не ниже 20 °С, на столе высотой около 70 — 75 см, имеющем ровную плотную подстилку из одеяла и клеенки, поверх которой кладется пеленка.

Ребенка укладывают для массажа и гимнастики на стол раздетым не раньше чем через 30 — 45 мин после еды или за 30 мин до нее. Продолжительность каждого занятия с ребенком грудного возраста не должна превышать 8 — 10 мин. Можно повторить их 2 раза в день.

Во время выполнения упражнений надо внимательно следить за дыханием малыша, чтобы движения согласовывались с ритмом дыхания, чтобы не было нарушено носовое дыхание (не был заложен нос). Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом.

Следует учитывать, что активное занятие взрослого с ребенком гимнастикой содействует формированию речи малыша. Массаж и гимнастику со здоровым ребенком начинают проводить с полутора месяцев.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Купание

Купание — одно из наиболее сильно влияющих на организм ребенка и закаливающих его процедур, когда одновременно воздействуют свет, воздух, вода и движения. Однако чтобы купание не принесло вреда, приступать к нему можно после того, как ребенка уже несколько раз обливали водой или он принимал душ. Купание в реке, озере, море начинают не ранее двухлетнего возраста,…


Длительное купание — до «посинения» очень вредно. Однако в повседневной жизни дети нередко злоупотребляют купанием, а взрослые относятся к этому равнодушно.  Температура воздуха при купании не должна быть ниже 24 — 22 °С, температура воды для детей до 10 — 12 лет — 22 — 20 °С, для детей более старшего возраста — 20 —…


Известно, что плохие условия могут сыграть отрицательную роль в жизни ребенка и сделать его слабым, болезненным, даже если он родился здоровым. И, наоборот, ребенок, по тем или иным причинам слабый от рождения, при благоприятных условиях может стать здоровым и крепким. Как уже говорилось, младенец после рождения попадает в совершенно новые для него условия окружающей среды,…


Для закаливания используются доступные всем естественные факторы природы — свежий воздух, вода, солнечные лучи. Решающее значение при проведении закаливающих процедур имеет соблюдение определенных условий. В первую очередь необходима систематичность. Нерегулярное закаливание неэффективно, так как перерыв в проведении процедур не закрепляет достигнутого результата, и все приходится начинать сначала. Не менее важен при закаливании принцип постепенности. Чересчур…


Температура воздуха обычно ниже температуры тела, и поэтому воздух раздражает кожу, слизистые оболочки дыхательных путей и находящиеся в них нервные окончания — рецепторы. При постепенном увеличении этого раздражения приобретается устойчивость организма к температурным колебаниям. Ребенка надо приучать к свежему воздуху с раннего детства. К сожалению, некоторые родители, опасаясь простуды, лишают детей прогулок, плохо проветривают помещение….