Гимнастика

У ребенка нет ни одного органа или системы, деятельность которых не активизировалась бы под влиянием физических упражнений. Совершая различные динамические (связанные с движениями) упражнения, дети развиваются более быстро и гармонично по сравнению с теми, кто малоподвижен.

Для выработки правильной осанки следует с самого раннего возраста тренировать опорно-двигательный аппарат. Физическую нагрузку при этом увеличивают постепенно, равномерно распределяя ее по различным группам мышц.

Основная задача гимнастики в раннем возрасте — развитие правильных движений, о которых рассказывается при описании различных комплексов упражнений. При этом важно комбинировать работу многих групп мышц и не менее двух суставов, что соответствует характеру естественных движений ребенка — ползанию, «скользящему шагу» и др.

Упражнения для детей грудного возраста делятся на:

  • пассивные, производимые не ребенком, а взрослым. При этом используют естественные движения малыша — сгибание, разгибание и т. д.;
  • рефлекторные, обусловленные возникающим рефлексом в ответ на раздражение чувствительных нервных окончаний кожи и мышц (разгибание позвоночника при проведении пальцами по длинным мышцам спины и т. п.);
  • пассивно-активные, которые ребенок выполняет как бы самостоятельно, но с помощью взрослого. К ним относятся, например, присаживание при подтягивании за согнутые в локтях руки и другие движения;
  • активные — произвольные движения, которые малыш делает самостоятельно по заданию занимающегося с ним взрослого.

Гимнастику и массаж проводят в хорошо проветренной комнате при. температуре воздуха не ниже 20 °С, на столе высотой около 70 — 75 см, имеющем ровную плотную подстилку из одеяла и клеенки, поверх которой кладется пеленка.

Ребенка укладывают для массажа и гимнастики на стол раздетым не раньше чем через 30 — 45 мин после еды или за 30 мин до нее. Продолжительность каждого занятия с ребенком грудного возраста не должна превышать 8 — 10 мин. Можно повторить их 2 раза в день.

Во время выполнения упражнений надо внимательно следить за дыханием малыша, чтобы движения согласовывались с ритмом дыхания, чтобы не было нарушено носовое дыхание (не был заложен нос). Задержка или затруднение дыхания во время гимнастики вызывает быстрое обеднение крови кислородом.

Следует учитывать, что активное занятие взрослого с ребенком гимнастикой содействует формированию речи малыша. Массаж и гимнастику со здоровым ребенком начинают проводить с полутора месяцев.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Воздушные ванны являются нежным, осторожными эффективным способом закаливания, когда на кожу ребенка воздействуют температура и движение окружающего воздуха и рассеянная солнечная радиация. В результате в организме вырабатывается способность к расширению и сужению кожных сосудов в зависимости от потребности в теплоотдаче. Воздушные ванны предохраняют от простудных заболеваний, предупреждают развитие опрелостей и потницы, они полезны как здоровым,…


Для грудного ребенка при воздушной ванне оптимальная температура воздуха как в комнате, так и на улице — не ниже 22 °С. После соответствующих тренировок ванну можно проводить и при температуре 20 °С. Воздушные ванны для детей старше полутора лет начинают при температуре не ниже 20 °С, постепенно понижая ее до 18 °С. Для закаленных детей…


Энергия солнца в виде ультрафиолетовых и тепловых лучей помогает закаливанию организма, улучшает сон, самочувствие ребенка, состав крови и обмен веществ. Кожа лучше противостоит внешним вредным влияниям и регулирует теплообмен. Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита. Нельзя забывать, что солнечные ванны — это сильнодействующие процедуры, могущие при неумелом…


Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Не случайно у незакаленного человека, промочившего ноги, появляется насморк, а иногда и…


При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижений температуры, внимательное наблюдение за ребенком как во время процедуры, так и после нее. Если после водной процедуры ребенок становится вялым или возбужденным, у него нарушается сон, понижается аппетит, уменьшается масса тела, то необходимо посоветоваться с врачом. Закалять водными процедурами можно только здоровых детей. Так же как и…