Подростковый период

Подростковый период, или период полового созревания, длится с 11 — 12 до 15 — 16 лет. В это время происходит резкая функциональная перестройка большинства органов и систем человека.

Среди изменений, наступающих в подростковый период, определяющими являются изменения в области желез внутренней секреции, особенно половых. Значительные изменения отмечаются также в состоянии нервной системы. Характерны и отклонения, связанные с процессом роста.

Для подросткового периода типичны быстрый рост, нарушения пропорций тела, особенно длины конечностей. При этом нередко отмечаются слишком высокий рост; ускорение темпов которого достигает максимума в 12 — 17 лет, и похудание девочек-подростков.

Наибольшая прибавка роста в настоящее время составляет около 10 см в год. У девочек такое ускорение начинается на два года раньше, чем у мальчиков, и достигает своего максимума к моменту появления менструаций.

В это время окончательно определяются внешний облик человека и индивидуальные особенности пропорций его тела. Отмечается и наибольшая прибавка в массе. Если у детей до 10 лет она составляла около 2 кг в год, то подростки прибавляют в массе в течение года около 3 — 5 кг.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста не одинаковы. Больше всего заметно увеличение длины ног и рук.

У девочек увеличиваются поперечные размеры таза и расширяется грудная клетка. У мальчиков вытягивание туловища наступает после того, как поперечник таза и длина рук и ног достигнут своего максимума. Изменяется у подростков и лицо.

В значительной мере это связано с увеличением нижней челюсти, которая растет быстрее всех остальных частей лица. Наиболее интенсивен ее рост у мальчиков. Грудная клетка приобретает такую же форму, как у взрослых.

У подростков значительно повышается мышечная сила, что обусловливается действием половых гормонов. Так, к 15 годам мышечная сила девушек нередко достигает максимума, свойственного взрослым женщинам. У мальчиков она достигает своего максимума позже.

«Родителям о детях»,
под ред. акад. АМН СССР проф. А.Ф.Тура

Опорно-двигательный аппарат ребенка

Опорно-двигательный аппарат ребенка включает костный скелет, суставы, связки, мышцы. От правильного развития его зависят не только передвижение, познавание окружающего мира, способность к самообслуживанию, но и приобретение трудовых навыков, а также возможность широкого выбора профессии. Костный скелет, наряду с выполнением опорной функции, осуществляет и функцию защиты внутренних органов. Основой, или стержнем, его служит позвоночный столб. Окостенение…


Постоянные замечания, окрики, запрещения, подавление инициативы приводят либо к развитию упрямства, злобности с активным выражением протеста, либо (особенно у детей с более слабой нервной системой) к безволию, апатии. Надо возможно реже прибегать к строгости, наказанию и лишь после того, как исчерпаны другие меры воздействия. Большое значение в предупреждении детской нервности имеет режим дня с учетом…


К началу дошкольного периода, т.е. к трем годам жизни, у ребенка имеются уже все двадцать молочных зубов. Смена их начинается с 57 лет и происходит почти в том же порядке, что и прорезывание на 1 — 2-м годах жизни. В 5 — 7 лет прорезываются первые постоянные коренные зубы. Обучение детей правильному уходу за зубами…


Кожа у детей очень нежная и тонкая, она обильно снабжена кровеносными сосудами. Ее состояние, окраска, эластичность позволяют до некоторой степени судить о состоянии здоровья ребенка.  Функции кожи многогранны. Она является защитным покровом, регулирует отдачу тепла, активно участвует в газовом обмене. Через кожу, благодаря тому что у детей площадь кожного покрова, приходящаяся на один килограмм массы…


Органы дыхания

Особенности органов дыхания у детей первых трех лет жизни описаны в соответствующих разделах. В дошкольном возрасте, к 6 — 7 годам, заканчивается формирование структуры легочных долек, завершается их дифференцировка. Дыхание становится глубже и реже. Если у малыша 2 — 3 лет частота дыхания равна 28 — 31 в минуту, то в возрасте от 4 до…